ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О недрах
(В редакции Закона КР от 21 июля 1999 года N 82)
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Собственность и полномочия при пользовании недрами
Раздел III. Основания и порядок пользования недрами
Раздел IV. Отношения между недропользователями и владельцами земельных прав
Раздел V. Государственное регулирование при пользовании недрами
Раздел VI. Налоги и платежи при пользовании недрами
Раздел VII. Разрешение споров по вопросам пользования недрами и за нарушение законодательства
о недрах
Раздел VIII. Заключительные положения
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Закона
Закон Кыргызской Республики "О недрах" (далее - настоящий Закон) действует на
всей территории Кыргызской Республики и регулирует отношения, возникающие при пользовании
недрами у государства с физическими и юридическими лицами, а также с другими государствами.
Законодательство Кыргызской Республики о недропользовании основывается на положениях Конституции
Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним
других нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
Статья 2. Применение других законов и нормативных правовых актов при пользовании недрами
Земельные, водные, лесные отношения, отношения по использованию и охране растительного
и животного мира, атмосферного воздуха и другие отношения, возникающие при пользовании
недрами, регулируются соответствующим законодательством Кыргызской Республики.
Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе
Недра - часть земной коры, включая и полезные ископаемые, простирающаяся от поверхности
или нижней границы почвенного слоя, дна водоемов и водотоков, до глубин, доступных для
геологического изучения и промышленного освоения.
Полезные ископаемые - природные минеральные образования земной коры, используемые в сфере
товарного производства.
Общераспространенные полезные ископаемые - широко распространенные минералы и горные породы
в разрушенном и природном состоянии, используемые для строительных работ и производства
строительных материалов.
Месторождения полезных ископаемых - природные скопления минеральных образований в недрах,
имеющие экономическое значение при данном уровне цен и промышленных технологий.
Месторождения местного значения - месторождения общераспространенных и других неметаллических
(уголь, гипс, ископаемая соль, самородная сера, тальк и пирофиллит, графит) полезных ископаемых,
запасы которых могут обеспечить потребности только близрасположенных местных потребителей.
Техногенные образования полезных ископаемых - образования минеральных веществ на поверхности
или в недрах, являющиеся отходами добычи или переработки природных полезных ископаемых,
пригодными для промышленного использования. Пользование недрами - действия, связанные
с изучением недр, добычей полезных ископаемых, а также использованием недр для строительства
и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей.
Недропользователь (пользователь недр) - юридическое или физическое лицо, непосредственно
осуществляющее геологическое изучение и (или) промышленное освоение недр.
Геологический отвод - участок недр, предоставляемый для геологического изучения и изображаемый
в графической документации в географических или прямоугольных координатах его угловых
точек.
Земельный отвод - участок земной поверхности, предоставляемый недропользователю для геологического
изучения и промышленного освоения недр и изображаемый в графической документации в прямоугольных
координатах его угловых точек.
Горный отвод - участок недр, предоставляемый для промышленной разработки полезных ископаемых
и изображаемый в графической документации в прямоугольных трехмерных координатах его угловых
точек.
Геологическое изучение недр - комплекс специальных исследовательских работ по поискам
и разведке месторождений, определению количества и качества содержащихся в них запасов
минерального сырья с оценкой их экономической ценности, а также изучению других геологических
объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Технико-экономическое обоснование - технические расчеты для определения экономической
целесообразности освоения месторождения полезного ископаемого.
Технический проект - техническая документация, содержащая технико-экономические обоснования,
расчеты, чертежи, макеты, сметы, пояснительные записки и другие материалы, необходимые
для геологического изучения и промышленного освоения недр.
Балансовые запасы - запасы минерального сырья, использование которых при достигнутом техническом
уровне экономически целесообразно.
Забалансовые запасы - запасы минерального сырья, использование которых при достигнутом
техническом уровне экономически нецелесообразно, но которые в дальнейшем могут явиться
объектом промышленного освоения.
Добыча полезных ископаемых - комплекс процессов по извлечению полезных ископаемых из недр.
Разубоживание - снижение качества полезного ископаемого в процессе добычи.
Плата за право пользования недрами - разовая плата собственнику ресурсов недр (государству)
за предоставление права их освоения.
Плата за пользование недрами - текущие платежи собственнику ресурсов (государству) за
погашаемые запасы полезных ископаемых.
Рентная прибыль - часть общей прибыли от промышленного освоения месторождения, обусловленная
более благоприятными природными характеристиками запасов полезных ископаемых и уровнем
развития инфраструктуры района его местоположения.
Нерациональная выборочная отработка - опережающая или избирательная добыча наиболее богатых
или благоприятных для выемки запасов, приводящая к потере или обесцениванию части балансовых
запасов.
Сверхнормативные потери - дополнительные потери полезных ископаемых при добыче или переработке,
вызванные нарушением регламентов и (или) технологий, предусмотренных технико-экономическими
обоснованиями или проектами.
Охрана недр - обеспечение рационального использования недр и содержащихся в них полезных
ископаемых, максимально возможной и экономически целесообразной полноты извлечения их
из недр, комплексного использования месторождений и добытого минерального сырья на всех
стадиях его переработки.
Лицензия - документ, отражающий разрешение на право пользования недрами, выдаваемый государственным
органом по недропользованию.
Лицензионное соглашение - договор между собственником недр и лицензиатом об условиях пользования
недрами, включая вопросы раздела продукции, платежей, мероприятия по безопасности и охране
природной среды и др.
Лицензионное соглашение является неотъемлемым приложением лицензии.
Лицензионная площадь - обозначенная в прямоугольных или географических координатах территория,
на которую распространяется право пользования недрами лицензиата.
Лицензиат - владелец лицензии на геологическое изучение недр, разработку месторождений
полезных ископаемых и на другие виды пользования недрами.
Лицензиар (лицензионный орган) - государственный орган по недропользованию, которому Правительство
Кыргызской Республики делегирует полномочия на выдачу лицензий.
Владельцы земельных прав - органы местной государственной администрации, которым делегируется
право выдачи земельных отводов, и собственники земель.
Третьи лица - любые лица как хозяйствующие субъекты в отличие от недропользователя и лицензионного
органа.
Сервитут - право доступа к сопредельным и отдаленным земельным, горным и (или) геологическим
отводам и ограничения права пользования ими, предоставляемые недропользователю в порядке,
установленном статьями 22-25 настоящего Закона. Сервитут может быть "согласительным"
(свободным), разрешаемым по согласию сторон, либо "принудительным" (административным),
решаемым при участии государственного органа по недропользованию или в судебном порядке.
Форс-мажор - обстоятельства непреодолимой силы, осложняющие выполнение лицензионного соглашения.
К ним относятся: военные конфликты, природные катастрофы, стихийные бедствия и др. (В
редакции Закона КР от 21 июля 1999 года N 82)
Раздел II
Собственность и полномочия при пользовании недрами
Статья 4. Право собственности на недра
Недра Кыргызской Республики могут быть в государственной, коммунальной, частной и иной
форме собственности. В коммунальной, частной и иной форме собственности могут быть только
мелкие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, выходящие на дневную поверхность
на земельных участках собственников.
Государственный фонд недр включает используемые и неиспользуемые участки недр в пределах
государственных границ Кыргызской Республики.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики контролирует исполнение настоящего Закона, заслушивает
отчет и дает оценку Правительству Кыргызской Республики по использованию и охране недр.
(В редакции Закона КР от 21 июля 1999 года N 82)
Статья 5. Полномочия Правительства Кыргызской Республики
Правительство Кыргызской Республики распоряжается государственным фондом недр непосредственно
через государственные органы по недропользованию посредством:
1) разработки и реализации государственной политики в изучении и освоении недр;
2) развития горного предпринимательства и проведения антимонопольной политики;
3) обеспечения функционирования государственной системы лицензирования, контроля за соблюдением
условий лицензирования и требований законодательства о недрах;
4) разработки и совершенствования системы платного недропользования, изучения конъюнктуры
рынков минерального сырья и товарной продукции;
5) разработки и реализации инвестиционной политики в недропользовании, привлечения инвестиций
для геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых;
6) учета состояния изученности недр, экспертизы, движения и погашения разведанных запасов
полезных ископаемых;
7) формирования, развития и управления государственным фондом недр;
8) обоснования государственного заказа на геологическое изучение недр, финансируемого
из бюджетных средств;
9) разработки нормативно-методических положений, правил, регламентов, технологических
стандартов недропользования;
10) контроля за использованием и охраной недр при геологическом изучении и промышленном
освоении недр;
11) экспертизы геологоразведочных и горных проектов в части использования и охраны недр,
экологической и технической безопасности с привлечением экспертов из специализированных
учреждений республики и, при необходимости, - независимых экспертов из международных организаций;
12) надзора за обеспечением технической безопасности при производстве геологоразведочных
и горных работ, связанных с пользованием недрами;
13) аттестации недропользователей на право производства геологоразведочных и горных работ,
в том числе и в части обеспечения технической безопасности;
14) введения ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения
национальной безопасности и охраны окружающей среды;
15) разрешения споров по вопросам недропользования.
Статья 6.
Полномочия органов местных государственных администраций и местного самоуправления города
Бишкек при недропользовании
Ведению органов местных государственных администраций и местного самоуправления города
Бишкек по регулированию отношений недропользования подлежит:
1) выдача земельных отводов под недропользование после получения прав пользования недрами
(лицензии) сроком на два года с последующим продлением на период действия технического
проекта и в границах, определенных этим проектом;
2) разработка и реализация территориальных программ воспроизводства, развития и использования
минерально-сырьевой базы - совместно с местными кенешами;
3) экологическая экспертиза геологоразведочных и горных проектов для месторождений местного
значения;
4) контроль за использованием и охраной недр при геологическом изучении и промышленном
освоении недр;
5) введение ограничений на пользование участками недр в случаях, если это пользование
создает угрозу жизни и здоровью людей, может нанести ущерб хозяйственным объектам или
окружающей среде.
(В редакции Закона КР от 21 июля 1999 года N 82)
Раздел III
Основания и порядок пользования недрами
Статья 7. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для:
1) геологического изучения;
2) разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе техногенных;
3) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых (хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ,
использования тепла земли и иных нужд);
4) образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное
и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, пещеры и другие
под- земные полости).
Статья 8.
Пользователи недр
Пользователями недр могут быть юридические и физические лица Кыргызской Республики и иностранных
государств.
Статья 9.
Право и сроки пользования недрами, находящимися в государственной собственности
Право пользования недрами, находящимися в государственной собственности, предоставляется
на основании лицензий, выдаваемых в соответствии с требованиями статей 10-12 настоящего
Закона.
Сроки пользования недрами, находящимися в государственной собственности, определяются
технико-экономическими обоснованиями или техническими проектами и устанавливаются при
лицензировании объектов недропользования.
(В редакции Закона КР от 21 июля 1999 года N 82)
Статья 10. Лицензия на геологическое изучение недр
Лицензия на геологическое изучение недр выдается в соответствии с положениями статей 9,
16 и 17 настоящего Закона.
Максимальный размер лицензионной площади и минимальный размер ежегодных инвестиций для
геологического изучения на единицу лицензионной площади устанавливаются Правительством
Кыргызской Республики.
Лицензия на геологическое изучение недр предоставляет ее владельцу исключительное право
в течение 2 лет проводить исследования в границах лицензионной площади с последующей пролонгацией
лицензии до 10 лет, если выполнены условия лицензионного соглашения. Лицензиат возвращает
опоискованную часть лицензионной площади в сроки, принятые в лицензионном соглашении.
На пролицензированную площадь под поиски определенных видов полезных ископаемых может
быть выдана лицензия другим лицензиатам на поиски иных видов полезных ископаемых.
Лицензиат имеет право производить на лицензионной площади работы, связанные с подготовкой
к геологическим исследованиям, в том числе отводить водотоки, строить здания и сооружения,
добывать общераспространенные полезные ископаемые и отбирать поверхностные и подземные
воды для собственных нужд и обеспечения геологоразведочных работ в соответствии с лицензионным
соглашением.
В случае открытия месторождения лицензиат имеет исключительное право без проведения конкурса
получить лицензию на его разработку.
Статья 11. Лицензия на разработку месторождений полезных ископаемых
Лицензия на разработку месторождений полезных ископаемых выдается в соответствии с положениями
статей 9, 16 и 17 настоящего Закона.
Лицензия на разработку месторождений полезных ископаемых предоставляет ее владельцу исключительное
право, в пределах горного отвода, на геологическое изучение, вскрытие, подготовку месторождения,
добычу и переработку минерального сырья, использование отходов горного и перерабатывающего
производства, очистку (аффинирование), продажу и экспорт всех добытых полезных ископаемых
и продуктов переработки минерального сырья на период, установленный техническим проектом,
но не более 20 лет, с последующим продлением до истощения запасов полезных ископаемых.
Статья 12. Лицензия на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых
Лицензия на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, выдается в соответствии с требованиями статей 9, 16 и 17 настоящего
Закона и предоставляет ее владельцу право, в пределах горного отвода, на строительство
и эксплуатацию подземных сооружений в соответствии с установленными правилами и нормами
на срок, установленный проектом, но не более 20 лет, с последующими, при необходимости,
продлениями на периоды, обоснованными скорректированными техническими проектами. Статья
13. Передача права на лицензию в залог Лицензиат может, с согласия государственного органа
по недропользованию, передавать в залог права на лицензию третьим лицам для дополнительного
обеспечения финансирования проекта на лицензионный объект.
Передача права на лицензию в качестве залога производится согласно требованиям Закона
Кыргызской Республики "О залоге" и других нормативных актов.
В случае приобретения права на лицензию третье лицо в течение 30 дней со дня наступления
такого права представляет в государственный орган по недропользованию документацию, необходимую
для переоформления лицензии на свое имя.
Третье лицо, на которое переоформляется лицензия, обязано принять на себя обязательства
прежнего лицензиата, установленные в лицензионном соглашении.
(В редакции Закона КР от 21 июля 1999 года N 82)
Статья 14. Содержания лицензии и лицензионного соглашения
Лицензия содержит краткую информацию по следующим позициям:
- вид пользования недрами;
- кому выдана лицензия и реквизиты лицензиата;
- название объекта лицензирования;
- дата выдачи и срок действия лицензии.
В лицензионное соглашение вносится информация по следующим разделам:
- конкретная программа работ, согласованная с лицензиатом и указанием форс-мажорных обстоятельств,
выходящих за рамки контроля;
- необходимые данные о владельце лицензии;
- целевое назначение работ, связанных с пользованием недрами;
- все виды платежей и лицензионных сборов при пользовании недрами;
- пространственные координаты угловых точек земельного, геологического и (или) горного
отводов для пользования недрами;
- условия применения технологий добычи и переработки минерального сырья и восстановления
природной среды, нарушенной недропользованием.
Статья 15. Концессия на пользование недрами
Концессия на пользование недрами предоставляется на конкурсной основе в соответствии с
Законом "О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Кыргызской Республике".
Плата за концессию устанавливается в зависимости от природной ценности месторождения и
не может быть меньше рентной прибыли от его освоения на момент подписания концессионного
договора.
Статья 16. Порядок предоставления недр в пользование
Предоставление права пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов, аукционов.
Конкурсы объявляются и проводятся регулярно государственным органом по недропользованию
по мере подготовки геологической информации по объектам недропользования. Для участия
в конкурсе заявители подают заявку в государственный орган по недропользованию.
Заявка должна содержать:
- данные о заявителе, включая место и виды его деятельности, его экономические взаимоотношения
с финансовыми и производственными партнерами;
- справки о возможности финансирования выставленных на конкурс объектов недропользования,
наличии трудовых и материально-технических ресурсов.
Отказ на участие в конкурсе на получение права пользования недрами может последовать в
случаях, если:
- заявитель представил о себе неверные сведения;
- заявитель не обладает необходимыми финансовыми, трудовыми и материально-техническими
ресурсами для эффективного, технически и экологически безопасного освоения недр.
Претенденты, не имеющие опыта работы по поиску, разведке и разработке месторождений полезных
ископаемых, лицензий на эти виды деятельности, необходимых трудовых, материально-технических
ресурсов, допускаются на участие в конкурсе только в качестве инвесторов, выступающих
совместно с предприятиями, имеющими эти ресурсы и отвечающими указанным требованиям, заключив
с ними договор о совместной деятельности с образованием или без образования юридического
лица.
В трехдневный срок после объявления конкурса его участникам за плату выдается пакет геологической
и иной информации об объектах недропользования, достаточной для составления программы
или укрупненных технико-экономических расчетов по определению рентабельности освоения
выставленных на конкурс объектов.
После получения пакета геологической и иной информации участники конкурса представляют
программы или технико-экономические обоснования освоения объектов недропользования в месячный
срок - для объектов геологического изучения и объектов, не связанных с добычей полезных
ископаемых, и в двухмесячный срок - для объектов разработки месторождений полезных ископаемых.
Конкурс признается несостоявшимся, если ни один из претендентов не отвечает объявленным
условиям. Если конкурсанты представили равноценные проекты освоения лицензируемого объекта,
конкурсная система лицензирования заменяется аукционной и победителем признается участник,
предложивший наибольшую цену за право пользования недрами.
В случаях, если на выставленные на конкурс объекты поступила одна заявка, лицензия на
право пользования недрами предоставляется участнику на условиях объявленного конкурса
или объект лицензируется посредством прямых переговоров.
На месторождения общераспространенных полезных ископаемых, место- рождения местного значения
и на поиски на площадях с неопределенными перспективами лицензия может выдаваться по итогам
прямых переговоров.
Перечень месторождений общераспространенных полезных ископаемых и месторождений местного
значения определяется Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 21 июля 1999 года N 82)
Статья 17.
Организационное обеспечение государственной системы лицензирования
Государственный орган по недропользованию, определяемый Правительством Кыргызской Республики,
осуществляет подготовительную работу по лицензированию и выдает лицензии.
Положение о порядке лицензирования недропользования утверждается Правительством Кыргызской
Республики.
Статья 18. Приостановление и прекращение права пользования недрами
Право пользования недрами может быть приостановлено в случаях:
1) использования недр не с той целью, для которой они предоставлены;
2) нарушения условий лицензионного соглашения;
3) возникновения форс-мажора.
Право пользования недрами прекращается изъятием (аннулированием) лицензии в следующих
случаях:
1) погашения запасов полезных ископаемых и ликвидации предприятия;
2) применения технологий в освоении недр, создающих угрозу здоровью и безопасности работников
и населения, а также невосполнимого ущерба природной среде и потери запасов полезных ископаемых;
3) если в течение более одного года после получения лицензии пользователь не приступил
к освоению недр в объемах, предусмотренных условиями лицензирования;
4) добровольного отказа от пользования недрами.
Статья 19. Право пользования недрами, находящимися в коммунальной и частной собственности
Право пользования недрами, находящимися в коммунальной и частной собственности, осуществляется
собственником земельного участка на основании технического проекта, согласованного с государственными
органами по охране недр, охране окружающей среды, безопасному ведению работ и с регистрацией
работ государственным органом по недропользованию.
Определение мелких месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок и условия
их использования устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 21 июля 1999 года N 82)
Статья 20. Права и обязанности пользователей недр
Пользователи недр имеют право:
1) использовать предоставленные им участки недр для осуществления предпринимательской
или иной деятельности, соответствующей цели, указанной в лицензии;
2) иностранным инвесторам гарантируется репатриация капитала, а также вывоз прибыли или
ее части в виде иностранной валюты, продукции, полученной в результате добычи и переработки
минерального сырья, в том числе золота;
3) вести добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд в пределах
лицензионной площади с внесением установленных платежей;
4) передавать с согласия государственного органа по недропользованию другим пользователям
права по лицензиям на геологическое и промышленное освоение недр с соблюдением условий
лицензионного соглашения.
Пользователи недр обязаны обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов
(правил, норм), связанных с пользованием недрами;
2) учет состояния и движения запасов, потерь и разубоживания, складирования временно не
используемых попутно добываемых полезных ископаемых;
3) представление в государственный орган по недропользованию информации о геологических
исследованиях, разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых,
содержащихся в них компонентах, а также об использовании недр в целях, не связанных с
добычей полезных ископаемых;
4) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
5) охрану недр и соблюдение допустимых норм воздействия на физическое и биологическое
состояние окружающей среды при ведении работ, связанных с пользованием недрами;
6) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами,
в состояние, пригодное для их дальнейшего использования в соответствии с нормативными
требованиями;
7) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы
при разработке месторождений и в иных хозяйственных целях, и ликвидацию в установленном
порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
8) сохранность геологической или иной документации, получаемой в процессе геологического
изучения и промышленного освоения недр;
9) своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статья 21. Защита прав пользователей недр
Строения и сооружения, возведенные пользователями недр на земельных участках, отведенных
под освоение недр, со всем относящимся к ним приобретенным оборудованием составляют собственность
пользователя недр и могут перейти в распоряжение государства или других пользователей
недр только в порядке, предусмотренном лицензионным соглашением, или по судебному решению.
В случаях необоснованного прекращения пользования недрами экономический ущерб, обусловленный
приостановкой работ, возмещается недропользователю в судебном порядке в полном объеме
органами государственного контроля, приостановившими производственную деятельность.
Статья 22. Приоритетное право Кыргызской Республики на приобретение драгоценных металлов
и других видов минерального сырья
В случае продажи или экспорта драгоценных металлов и других видов минерального сырья лицензиат
обязан предварительно уведомить о такой операции Национальный банк Кыргызской Республики
или другой уполномоченный Правительством Кыргызской Республики орган и представить им
приоритетное право на покупку всего или части произведенного ими драгоценного металла
и других видов минерального сырья независимо от того, очищены они на территории Кыргызской
Республики или за ее пределами.
Раздел IV
Отношения между недропользователями и владельцами земельных прав
Статья 23. Возникновение сервитута в сопредельных горных отводах
Право свободного или принудительного доступа к сопредельному горному отводу возникает
в следующих случаях:
1) если существуют доказательства того, что работы в данном горном отводе могут наносить
любой ущерб в сопредельном горном отводе;
2) если работы по ликвидации аварий в горных выработках можно быстрее производить с площади
сопредельного горного отвода.
Во всех случаях затраты, связанные с проведением работ, указанных в подпунктах 1) и 2)
настоящей статьи, возмещаются за счет стороны, получающей выгоду.
Статья 24. Возникновение сервитута в земельных отводах при недропользовании
Право свободного или принудительного доступа к сопредельному или не сопредельному земельному
отводу возникает в случаях:
1) обслуживания и ремонта авто- и железнодорожных магистралей, водоводов, нефтегазопроводов,
электролиний и других сооружений регионального и государственного значения, проложенных
по площади земельного от- вода;
2) если для ликвидации аварийных ситуаций в горном отводе быстрее открывается доступ со
стороны сопредельного и (или) не сопредельного земельного отвода;
3) производства геофизических, топографических, маркшейдерских, археологических и других
изыскательских работ государственного значения.
Статья 25. Отношения между недропользователями и владельцами земельных прав
Недропользователи обязаны заключать соглашения с владельцами земельных прав на пользование
земельными участками. Кроме того могут заключаться соглашения об использовании общераспространенных
полезных ископаемых, поверхностных вод, леса и других экономических ресурсов, необходимых
для пользования недрами.
Если владелец земельных прав намерен изменить свои ирригационные и другие системы в сельскохозяйственных
целях и такие измерения могут влиять на геологоразведочные и (или) горные работы, то он
обязан получить на это разрешение государственного органа по недропользованию.
Статья 26. Разрешение споров между недропользователями и владельцами земельных прав
Если недропользователи и владельцы земельных прав не пришли к соглашению относительно
условий землепользования и (или) доступа к горным и (или) земельным отводам, то окончательное
решение по спорному вопросу принимается в судебном порядке.
Раздел V
Государственное регулирование при пользовании недрами
Статья 27. Требования к использованию недр
Основными требованиями к использованию недр являются:
1) соблюдение установленного порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного
пользования недрами;
2) соблюдение требований законодательства и утвержденных в установленном порядке стандартов
(правил, норм) по изучению, использованию и охране недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр и обеспечение достоверной оценки
запасов полезных ископаемых, условий пользования недрами для целей, не связанных с добычей
полезных ископаемых;
4) государственная экспертиза и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также
участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение в соответствии с регламентами, предусмотренными технико-экономическим обоснованием
или техническим проектом, наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно
с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) учет извлекаемых, перерабатываемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно
с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождения;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других
факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений
или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами,
а также при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении
вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных
ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) исключение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение
установленного порядка использования этих площадей для иных целей;
11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в
местах залегания подземных вод, которые используются для питьевого или промышленного водоснабжения;
12) недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых, выборочных разработок и порчи
запасов месторождений.
Статья 28. Антимонопольные требования
Запрещаются или в установленном порядке признаются недействительными любые действия, направленные
на:
- ограничение доступа к участию в конкурсах (аукционах) или переговорах юридических и
физических лиц;
- уклонение от выдачи лицензий победителям конкурсов (аукционов);
- замену конкурентной системы предоставления прав пользования недрами прямыми переговорами,
кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;
- дискриминацию юридических и физических лиц, конкурирующих с хозяйствующими субъектами,
занимающими доминирующее положение в недропользовании;
- дискриминацию в предоставлении права доступа к сопредельным и не сопредельным земельным
и горным отводам.
Государственный орган по недропользованию вправе устанавливать размеры участков недр (горных
отводов), предоставляемых в пользование.
Статья 29. Безопасное ведение работ при пользовании недрами
Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений
различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при
обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне
влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Соответствующие государственные органы, а также пользователи недр в пределах своей компетенции
обязаны обеспечить выполнение требований законодательства, утвержденных в установленном
порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием
недрами.
Статья 30. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов
и других народнохозяйственных объектов до получения данных об отсутствии или наличии полезных
ископаемых в недрах под участками предстоящей застройки. Предоставление таких данных возлагается
на государственный орган по недропользованию.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускается в исключительных
случаях, по решению государственного органа по недропользованию.
Статья 31. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и объектов,
не связанных с добычей полезных ископаемых
После завершения отработки запасов полезных ископаемых или по миновании надобности в объектах
и сооружениях при пользовании недрами, а также в случаях, когда по экономическим и другим
обоснованиям дальнейшая разработка месторождения или эксплуатация объекта невозможна,
предприятия по добыче полезных ископаемых или объекты и сооружения, не предназначенные
для добычи, по согласованию с государственным органом по недропользованию подлежат ликвидации
либо консервации за счет средств недропользователя.
При полной или частичной ликвидации либо консервации предприятий по добыче полезных ископаемых
или объектов, не предназначенных для добычи, горные выработки и объекты пользования недрами
должны быть, за счет недропользователя, приведены в состояние, обеспечивающее безопасность
населения, охрану окружающей среды, сохранность зданий и сооружений, а при консервации
- также и сохранность месторождения, горных выработок и объектов на время консервации.
При ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых должен быть решен вопрос о возможном
использовании горных выработок для иных целей.
При ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых, объектов и сооружений
в недрах маркшейдерская, геологическая и техническая документация сдается на хранение
в государственный орган по недропользованию.
Статья 32. Использование информации о недрах
Информация о недрах, полученная при финансировании из государственного бюджета, является
собственностью Кыргызской Республики.
Информация о недрах, полученная при финансировании предпринимателями, предприятиями и
организациями, в том числе совместными и иностранными, является их собственностью на период,
определенный лицензионным соглашением, по истечении которого информация о недрах безвозмездно
переходит в собственность государства.
Информация о недрах, полученная независимо от источников финансирования, передается в
государственный орган по недропользованию для включения в государственный фонд информации
о недрах. Должностные лица, имеющие доступ к информации о недрах, обязаны обеспечивать
ее конфиденциальность.
Порядок и условия использования государственной информации о недрах определяются государственным
органом по недропользованию, а информация о недрах акционерной и частной собственности
- по согласованию с владельцем этой информации при выдаче ему лицензии на пользование
недрами и определяются лицензионным соглашением.
Статья 33. Государственный учет и регистрация при пользовании недрами
Государственный учет и регистрация при пользовании недрами проводятся по единой для Кыргызской
Республики системе в порядке, устанавливаемом государственным органом по недропользованию.
Государственному учету и государственной регистрации подлежат: работы по геологическому
изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, в том числе
техногенных образований, а также для целей, не связанных с добычей.
Статья 34. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и информации об участках
недр, не связанных с добычей
Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений и информация об участках недр, намечаемых
для строительства и эксплуатации подземных объектов, не связанных с разработкой месторождений
полезных ископаемых, подлежат государственной экспертизе.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии изучения месторождений. Для
проведения государственной экспертизы государственный орган по недропользованию привлекает
независимых экспертов.
Заключение государственной экспертизы является основанием для учета разведанных запасов
полезных ископаемых государственным балансом.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых до государственной экспертизы
запасов полезных ископаемых не допускается. Государственная экспертиза осуществляется
за счет заказчика.
Статья 35. Государственные кадастры при пользовании недрами
Государственные кадастры составляются по месторождениям, проявлениям и техногенным образованиям
полезных ископаемых, а также по объектам в недрах, используемых в целях, не предназначенных
для добычи полезных ископаемых.
Государственные кадастры месторождений, проявлений и техногенных образований полезных
ископаемых содержат сведения, характеризующие их местоположение, количество и качество
основного и совместно с ним залегающего полезного ископаемого и содержащихся в нем компонентов,
горнотехнические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождений и их экономическую
оценку.
Государственные кадастры объектов недр, не предназначенных для добычи полезных ископаемых,
содержат сведения о местоположении, размерах, назначении, сроках службы, горногеологических
и иных природных условиях объекта.
Государственные кадастры ведутся государственным органом по недропользованию.
Статья 36. Государственные балансы запасов полезных ископаемых
Государственные балансы запасов содержат сведения о количестве, качестве и степени изученности
полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их экономической
оценке, размещении и степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности
разве- данными запасами полезных ископаемых действующих предприятий.
Государственные балансы запасов полезных ископаемых составляются на основе заключения
государственной экспертизы и отчетности пользователей недр, осуществляющих изучение и
разработку месторождений полезных ископаемых и переработку минерального сырья.
Государственные балансы запасов полезных ископаемых составляются государственным органом
по недропользованию.
Статья 37. Списание запасов полезных ископаемых
Списание с учета пользователей недр запасов полезных ископаемых, погашенных в процессе
добычи либо не подтвердившихся при последующем геологическом изучении или разработке месторождений,
производится государственным органом по недропользованию с отражением соответствующих
изменений в государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Статья 38. Охрана участков недр, имеющих особую научную или культурную ценность
Геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие
участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, по заключению государственного
органа по недропользованию могут быть объявлены в установленном порядке геологическими
заповедниками либо заказниками, памятниками природы или культуры. Всякая деятельность,
нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников природы, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований,
метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих ценность
для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем
участке и сообщить об этом государственному органу по недропользованию.
Статья 39. Государственный контроль за использованием и охраной недр, охраной окружающей
среды и безопасным ведением работ при недропользовании
Задачей государственного контроля за использованием и охраной недр, охраной окружающей
среды и безопасным ведением работ при недропользовании является обеспечение соблюдения
всеми пользователями недр законодательства, стандартов (правил, норм) в изучении и использовании
недр, правил ведения государственного учета запасов полезных ископаемых, охраны окружающей
среды, безопасного ведения горных работ, предупреждения и устранения их вредного влияния
на население, окружающую среду, здания и сооружения.
Компетенция органов государственного контроля за использованием и охраной недр, охраной
окружающей среды и безопасным ведением работ при пользовании недрами, права, обязанности
и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.
Раздел VI
Налоги и платежи при пользовании недрами
Статья 40. Система налогообложения при пользовании недрами
На предприятия по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых распространяется
действующее в республике налоговое законодательство.
Статья 41. Система платежей при пользовании недрами
Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей
41 настоящего Закона.
Система платежей при пользовании недрами включает:
- плату за право пользования недрами (бонус);
- плату за пользование недрами (роялти).
Кроме того, пользователи недр вносят другие платежи, предусмотренные законодательством
Кыргызской Республики.
Статья 42. Освобождение от платежей при пользовании недрами
Освобождаются от платежей при пользовании недрами:
1) собственники земельных участков, а также землепользователи, производящие сельскохозяйственную
продукцию, при добыче в установленном порядке общераспространенных полезных ископаемых
для собственных нужд;
2) пользователи недр, ведущие геологические, геофизические и другие работы по изучению
недр, работы по прогнозированию землетрясений, инженерно-геологические изыскания, геоэкологические
исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без нарушений
целостности недр;
3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых объектов,
имеющих научное, культурное, эстетическое и иное значение (геологические заповедники,
памятники природы и др.).
(В редакции Закона КР от 21 июля 1999 года N 82)
Раздел VII
Разрешение споров по вопросам пользования недрами и ответственность за нарушение законодательства
о недрах
Статья 43. Порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами
Споры по вопросам пользования недрами разрешаются в порядке, установленном законодательством
Кыргызской Республики.
Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
Сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие права владения, пользования и распоряжения
недрами, предусмотренные настоящим Законом, являются недействительными.
Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также:
- проведении работ, связанных с пользованием недрами, методами и способами, создающими
угрозу для безопасности работающих и населения, загрязнения недр и окружающей среды;
- самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
- самовольном пользовании недрами;
- нерациональной выборочной разработке месторождений, образовании сверхнормативных потерь
полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья;
- нарушении права собственности на информацию о недрах;
- уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских
и геодезических знаков;
- невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок
и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований
по сохранению горных выработок и буровых скважин на время консервации предприятия
несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых
прекращаются на основании решения государственного органа по недропользованию без возмещения
затрат.
Статья 45. Возмещение убытков недропользователю
Возмещение убытков недропользователю производится за счет юридических и физических лиц,
если в результате их деятельности произошло ухудшение естественных свойств недр и создались
условия, частично или полностью исключающие недропользование. В случае, если данный участок
не передан в пользование, то возмещение убытков производится в бюджет Кыргызской Республики.
Статья 46. Возмещение убытков недропользователем государству
Возмещение убытков государству определяется в соответствии с количеством и ценностью запасов,
утративших экономическое значение по вине недропользователя. Спорные случаи разрешаются
в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Раздел VIII
Заключительные положения
Статья 47. Международные договоры
Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем
Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 48. О порядке введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования ("Эркин-Тоо" от 9 июля
1997 года N 52-53).
Признать утратившими силу:
- Закон Республики Кыргызстан "О недрах" (Ведомости Верховного Совета Республики
Кыргызстан, 1992 г., N 2, ст.49);
- постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан "О порядке введения в действие
Закона Республики Кыргызстан "О недрах" (Ведомости Верховного Совета Республики
Кыргызстан, 1992 г., N 2, ст.50).
Президент Кыргызской Республики
А.Акаев
Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
24 июня 1997 года