Информационное сообщение
Официальная хроника.
4 марта 2002 года Первый вице-премьер-министр КР Н.Танаев провел
заседание Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних
Правительства КР
На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
о состоянии и мерах по усилению профилактики правонарушений, безнадзорности
среди несовершеннолетних;
утверждение плана работы Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних
Правительства КР
О состоянии и мерах по усилению профилактики правонарушений, безнадзорности
среди несовершеннолетних
Комиссия по делам несовершеннолетних Правительства Кыргызской
Республики отмечает, что министерствами, государственными комитетами,
административными ведомствами, государственными комиссиями, местными
государственными администрациями, местным самоуправлением, организациями
и учреждениями исполнительной власти, комиссиями по делам несовершеннолетних
проводится работа по профилактике правонарушений, преступности
и безнадзорности среди несовершеннолетних.
Государственная политика в области детства устанавливает
основные гарантии прав и законных интересов ребенка, создание
правовых социально-экономических условий для реализации этих прав.
Все принятые и принимаемое национальное законодательство способствует
осуществлению прав ребенка.
К примеру, принятый в 1999 г. Закон Кыргызской республики
“Об охране и защите прав несовершеннолетних” отражает основные
положения Конвенции о правах ребенка, определяет правовой статус
несовершеннолетнего и направлен на обеспечение его физического,
нравственного и духовного развития, создание экономических, правовых
и организационных условий и гарантий реализации его прав и законных
интересов.
Разработка и принятие комплексной основы развития
Кыргызской Республики (КОР) позволяет увязать реализацию прав
детей с планами социально-экономического развития территорий республики.
Государственная программа по реализации прав детей Кыргызстана
“Новое поколение” на период до 2010 года.
На рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних
горрайадминистраций направленно в 2001 году 2059 материалов на
несовершеннолетних правонарушителей, проведено 1091 рейдов, задержано
в ходе их проведения 7896 несовершеннолетних, замеченных в бродяжничестве.
Вместе с тем, наряду с принимаемыми мерами не создана
еще необходимая целостная система профилактики правонарушений
и безнадзорности несовершеннолетних. Работа по воспитанию детей
и подростков, профилактике правонарушений среди них министерствами,
административными ведомствами, местными госадминистрациями и местным
самоуправлением осуществляется еще недостаточно.
Несмотря на незначительное сокращение подростковой
преступности в 2001 году (18,2%) положение среди несовершеннолетних
остается сложным. Высокой подростковая преступность остается в
Иссык-Кульской, Чуйской областях, гор.Бишкек. Несовершеннолетними
совершено 9 убийств, 8 изнасилований, 103 грабежей, 654 краж,
60 преступлений, связанных со скотокрадством, другие виды преступлений.
Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними,
в общем числе раскрытых преступлений в республике составила 2,5%,
г.Бишкеке 2,3%, Чуйской области 3,4%, Таласской области 3,6%,
Иссык-Кульской области 3,1%, Ошской области 1,8%, Нарынской области
4,4%, Баткенской области 1,3%, Джалал-Абадской области - 0,9%.
Каждое второе преступление совершается подростками
в группе, каждое третье с участием взрослых.
В преступлениях участвовало в 2001 г. 1370 подростков.
Местные госадминистрации и местное самоуправление,
органы образования на местах недостаточно осуществляют контроль
за соблюдением требований Закона Кыргызской Республики “Об образовании”.
Ежегодно учебу в общеобразовательных школах бросают несколько
тысяч учащихся. По данным Нацстаткомитета республики на начало
2001-2002 учебного года обучением не было охвачено 2512 детей
и подростков школьного возраста, в т.ч. в Джалал-Абадской области
459 чел., Иссык-Кульской области 450 чел. Таласской области –
189 чел., Чуйской области – 1010, Нарынской области – 183 Баткенской
области – 78 г.Бишкеке – 127. Никогда не учились 453 человек.
Вместе с тем эти данные не отвечают действительному положению
дел. Например, по официальным данным в Ошской области не посещали
школу 16 учащихся школ, тогда как только в преступлениях приняли
участие 150 неработающих и не обучающихся подростков. Проверки
ряда регионов Нарынской, Чуйской, Иссык-Кульской, Таласской областей
показывают, что 20% школьников посещают школу не регулярно. Порою
педагоги сами способствуют этому, формально заполняя журнал посещаемости.
Нормой стало отчисление учащихся из учебных учреждений и перевода
в заочные школы без согласования с комиссиями по делам несовершеннолетних.
Все более острой проблемой сегодня стала безнадзорность, попрошайничество,
сопряженные с криминальной миграцией несовершеннолетних.
На базовом уровне образования отмечается тенденция
сокращения его доступности для детей из малообеспеченных слоев
населения. Из года в год растет стоимость проката учебников, школьных
принадлежностей, сокращаются доходы семьи в результате многие
дети не посещают школу. Значительное количество пропусков занятий
учащимися допускается и по причине отсутствия подвоза учащихся
в школах Ошской, Чуйской области и др.
Сложной остается криминогенная ситуация среди учащихся
школ. Неработающие и не обучающиеся подростки, принявшие участие
в преступлениях в 2001 г., составили 63,4% (869 чел.), учащиеся
школ 34,2% (469 чел.). Как правило, школы укрывают от заинтересованных
органов факты непосещения школьниками занятий, совершения правонарушений,
не всегда вникают в условия жизни и воспитания их в семьях, не
проявляют инициативы о применении мер воздействия к родителям,
не выполняющих обязанности по воспитанию и обучению своих детей.
Укрываются драки, вымогательство, рэкет, которые имеют место среди
учащихся общеобразовательных учреждений.
Грубые нарушения законности допускаются органами
опеки и попечительства. Дети, нуждающиеся в социальной и правовой
защите своевременно не выявляются и не устраиваются в детские
учреждения, зачастую по этой причине дети остаются на улице, не
учатся. В нарушение законодательства республики повсеместно нарушаются
жилищные права несовершеннолетних. При отчуждении (продажа, залог,
дарение) жилья игнорируются интересы несовершеннолетних. За 2000-2001
годы органами опеки и попечительства по Чуйской области дано 36
заключений по сделкам, где затрагивались интересы несовершеннолетних
детей, тогда как эти сделки совершались гораздо чаще. Аналогичные
факты установлены в г.Бишкеке, Ошской области и др. Органы опеки
и попечительства не осуществляют контроль по итогам завершения
заключенных сделок продажи обмена, залога жилья с тем, чтобы в
последующем не были ущемлены права несовершеннолетних на жилище.
Требует существенного улучшения организация и качество предлагаемых
услуг в вопросах досуга несовершеннолетних. Если 60-65 процентов
преступлений совершается нигде неработающими и необучающимися
подростками, то абсолютное большинство преступлений и правонарушений,
совершаемых несовершеннолетними, приходится на свободное от учебы
и работы время.
Остро стоит вопрос занятости несовершеннолетних.
По обекътивным причинам сложилось особое положение несовершеннолетних
на рынке труда. Многие из выпускников школ, профтехучилищ, техникумов
пополняют ряды безработных. Вместе с тем у несовершеннолетних
возрастает интерес к их участию к самостоятельной экономической
жизни. В связи с этим все больше входит в практику трудовая эксплуатация
детей в семейном и фермерском производстве, частном предпринимательстве.
С несовершеннолетними, не заключая договора о нормах выработки,
вынуждают их работать весь день с выплатой заработка в конце рабочего
дня, без учета предусмотренных законом льгот. Эксплуатация детского
труда остется безконтрольной и не наказуемой, трудовые книжки
не работающих подростков не заводятся. Вместе с тем комиссии по
делам несовершеннолетних госадминистраций, местного самоуправления,
Госинспекция по труду Министерства труда и социальной защиты Кыргызской
Республики слабо проводят работу по контролю и надзору за соблюдением
трудовых прав несовершеннолетних, недопущению дискриминации во
всех ее формах проявления. В 2001 году обратились в центры занятости
республики по вопросу трудоустройства 2722 несовершеннолетних
в возрасте 16-18 лет, из них трудоустроены лишь 854, в т.ч. в
г.Бишкеке 369, Иссык-Кульской области 11, Ошской области 117,
Чуйской области 242, Нарынской области 1, Джалал-Абадской области
74.
На состояние детской безнадзорности и преступности
среди несовершеннолетних оказывают прямое влияние негативные процессы,
происходящие в семейно-бытовой сфере (алкоголизм), пьянство, отказ
от воспитания детей. В 2001 году вследствии разводов 4 тыс.семей
дети остались с одним родителем, 40 родителей лишено родительских
прав. Вопросы укрепления семьи, борьбы с пьянством на местах не
изучаются и нигде не рассматриваются.
Местные госадминистрации, местное самоуправление
крайне еще недостаточно уделяют внимания вопросам воспитания,
предупреждения безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних,
защиты прав и их законных интересов, не используют все предоставленные
им полномочия по соблюдению законности на своей территории по
указанным вопросам. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних
большинством госадминистраций и местным самоуправлением не контролируется
и не направляется. В результате комиссиями по делам несовершеннолетних
не выполняются задачи и обязанности, возложенные на них постановлением
Правительства Кыргызской Республики от 3 ноября 2000 года № 646
“Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних”,
другими нормативно-правовыми актами, регулирующих деятельность
комиссий (Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности
и другие).
Допускаются практически повсеместно грубые нарушения
законности в отношении несовершеннолетних при задержании и доставлении
их в органы внутренних дел, постановке и снятии с учета, проведении
следственной работы. Почти 20% административных задержаний и принудительное
их доставление не связаны с совершением административного проступка.
Несмотря на значительное число доставляемых в горрайотделы внутренних
дел подростков (за 2001 год 9906 чел.) лишь единицы из них документально
оформляются и направляются на рассмотрение в комиссии по делам
несовершеннолетних, учебные заведения. Порою о задержанных органами
внутренних дел несовершеннолетних, не информируются родители,
другие заинтересованные органы, что ведет к безнаказанности несовершеннолетних
их безнадзорности и к совершению ими повторных правонарушений,
что свидетельствует о малоэффективности проводимых рейдовых мероприятий.
Имеют место факты нарушений законности при помещении
и содержании в СИЗО, ИВС несовершеннолетних.
Задержанные несовершеннолетние месяцами находятся
в данных учреждениях, содержатся совместно со взрослыми, инфекционно
больными (Нарынская, Иссык-Кульская, Ошская области, г.Бишкек).
По итогам заседания были приняты меры направленные
на улучшение ситуации по профилактике и предупреждению правонарушений
среди несовершеннолетних в республике.