Предварительная информация

Официальная хроника

10 мая 2002 года в 15.00 Премьер-министр Кыргызкой Республики Курманбек Бакиев провел очередное заседание Правительства Кыргызской Республики где был рассмотрен вопрос: «О ходе выполнения решений Правительства Кыргызской Республики по социальной защите населения республики в условиях повышения тарифов на энергоносители».

Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в условиях повышения тарифов на электрическую энергию принимаются определенные меры по социальной защите малоимущих слоев населения. Так, во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики от 15 марта 2002 года Правительством Кыргызской Республики принято постановление от 1 апреля 2002 года № 185 «О дополнительных мерах социальной защиты населения в условиях повышения тарифов на энергоносители», предусматривающее дополнительные меры социальной защиты населения республики.

С 1 апреля 2002 года увеличен размер гарантированного минимального уровня потребления до 140 сомов получателям единого ежемесячного пособия (ЕЕП).

Для защиты пенсионеров в условиях повышения тарифов на электрическую энергию с 1 июня 2002 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты к пенсиям из средств республиканского бюджета, потребность в которых до конца текущего года составит 138,5 млн. сомов, а годовая - 274,3 млн. сомов.

Пороговый уровень дохода увеличен с 300 до 350 сомов при назначении компенсации при оплате за центральное отопление, горячее водоснабжение и природный газ, а также в схему начисления компенсации включена электрическая энергия, используемая на бытовые нужды, выплата которых производится из расчета 25 сомов на абонента (семью).

Министерством труда и социальной защиты Кыргызской Республики разработаны методические указания о порядке перерасчета, назначения и выплаты государственных пособий, дана обзорная информация областным управлениям соцзащиты по данным вопросам.

Местными органами социальной защиты начата работа по перерасчету ранее назначенных государственных пособий с учетом нового размера гарантированного минимального уровня потребления (ГМУП).

Разработаны методические указания, предусматривающие изменение предельно допустимого дохода с 300 до 350 сомов малообеспеченным семьям и гражданам для получения компенсации при оплате за отопление, горячее водоснабжение и природный газ. Определены механизм и порядок предоставления компенсации при оплате за природный газ, тепловую энергию и горячее водоснабжение для малообеспеченных семей и граждан и за электрическую энергию для малообеспеченных семей и граждан с совокупным доходом до 350 сомов на 1 человека.

В средствах массовой информации начата регулярная разъяснительная работа по вопросам назначения и выплаты государственных пособий с учетом повышения ГМУП и предоставления субсидий и компенсаций малообеспеченным семьям и гражданам с учетом изменения тарифов на электрическую энергию.

В Министерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики 18 апреля 2002 года проведена пресс-конференция с корреспондентами телевидения «Замана», КТР, «Пирамида», КООРТ, НБТ, радио «Кабарлар», «Европа PLUS», «Русское радио» по мерам социальной защиты в условиях повышения тарифов на энергоносители. Руководителями Министерства, работниками Департамента социальной защиты и областных управлений социальной защиты проведены выступления на телевидении, радио, опубликованы их статьи в газетах «Слово Кыргызстана», «Эркин Тоо», «Кыргыз Туусу», «Вечерний Бишкек», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда».

Местными органами социальной защиты начата работа по приему документов у населения на предоставление компенсации на основные виды энергоносителей (тепловая энергия, горячее водоснабжение, природный газ и электроэнергия).

По оперативным данным, на 8 мая 2002 года за начислением компенсации на электроэнергию обратилось 13 222 семей и граждан с доходом до 350 сомов, в том числе: по Иссык-Кульской области – 12024 человека, Чуйской – 656, Ошской - 420 и Баткенской области– 122 человека.

В целях усиления работы по максимизации доходов малообеспеченных семей и граждан, получающих единое ежемесячное пособие, а также выработки механизма выплаты годовой суммы получаемых пособий разработан проект совместного приказа Министерства труда и социальной защиты Кыргызской Республики и Министерства финансов Кыргызской Республики о единовременной выплате годовой суммы единого ежемесячного пособия.

Центром жилищных субсидий и управлением социальной защиты мэрии гор. Бишкек совместно с Министерством труда и социальной защиты Кыргызской Республики проведена широкая разъяснительная работа среди населения о мерах адресной социальной защиты малообеспеченных слоев населения гор. Бишкек посредством предоставления жилищных субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг. Получатели жилищных субсидий информированы о предусмотренных дополнительных мерах социальной защиты с выплатой компенсации на электрическую энергию. Разработана и отлажена компьютерная программа, позволяющая незамедлительно вести учет и представлять списки получателей компенсаций.

Однако в ходе реализации вышеуказанного постановления Правительства Кыргызской Республики возникли серьезные трудности, связанные с финансированием мер по социальной защите населения.

Задолженность по защищенным статьям за 4 месяца текущего года составила более 100,0 млн. сомов, из них по пособиям - 79,4 млн.сомов (отставание 1,3 месяцев), по льготам – 20,8 млн.сомов.

Министерством финансов Кыргызской Республики не выполняется поставленная Президентом Кыргызской Республики задача-максимум обеспечить в 2002 году поступление налоговых сборов в размере не менее 14,5 процента к ВВП.

Так, в I квартале 2002 года сборы налоговой службы республики составили 1322,0 млн. сомов, или со снижением темпов роста до 98,5 процента к 2001 году.

Недостаточные налоговые сборы и недопоступление грантов отражаются на неполном и неравномерном финансировании расходной части бюджета, что также негативно сказывается на настроении населения республики.

Несмотря на неоднократные поручения Правительства Кыргызской Республики остается до конца нерешенной проблема погашения переходящей задолженности республиканского бюджета по грантам. Так, по выравнивающим грантам за 2001 год она составляет 36,4 млн. сомов.

С момента установления новых тарифов Государственным агентством по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики не проводится активная разъяснительная компания по тарифной политике в области энергетики. Необходимость повышения тарифов, составляющие части тарифов не понятны населению, что вызывает недовольство и недопонимание деятельности Правительства Кыргызской Республики по развитию энергетического сектора экономики.

Государственное агентство по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики не разработало стратегического плана развития энергетической промышленности, оценки влияния повышения цен на уровень жизни населения, неоправданно затягивало разработку типовых контрактов на покупку/продажу электроэнергии, правил рынка электроэнергии, не осуществляло должный контроль за соблюдением энергетическими компаниями установленных в тарифах лимитов потерь электроэнергии. До сих пор не разработана среднесрочная тарифная политика и, соответственно, отсутствует прогноз по изменению тарифов на перспективу.

Продолжается спад финансового положения предприятий энергетического сектора, растут потери электроэнергии, дебиторская задолженность потребителей, взаимные неплатежи между вырабатывающими и распределительными компаниями. Потери электроэнергии по отрасли за 2001 год составили 35 процентов при установленном Правительством Кыргызской Республики задании - 22 процента. За I квартал текущего года потери электроэнергии еще возросли и составили 38 процентов. Дебиторская задолженность потребителей электроэнергии на 1 апреля 2002 года превысила 2 млрд. сомов.

Местные государственные администрации не оказывают должного содействия энергетическим компаниям по снижению дебиторской задолженности потребителей, коммерческих потерь электроэнергии.

 

Контент: -=МБ=-
Дизайн:wasp

Copyright © 2002
CTAJ OnLine