АНАЛИТИКА

 

 

обсудить в форуме

С. Ниязов: "Мне бы в небо!"


Пассажир Туркменбаши, следующий по маршруту Туркменбаши - Ашхабад, сидел в роскошном салоне своего персонального "Боинга" и заметно нервничал...
Вокруг самолета суетились механики и телохранители. Прошло около 20 минут. Двигатели предательски молчали и запускаться не желали. Судьба начальника Государственной национальной службы "Туркменховаеллары" (Туркменские авиалинии) Байрамдурды Аннадурдыева была предрешена.

Днем позже Туркменбаши спустил на него всех собак. И прокуратуру...

"Сегодня лайнеры с изображением туркменского лачина (сокола) выполняют рейсы в десятки стран мира...

Национальный воздушный парк располагает 10 самолетами всемирно известной американской компании", — говорится в пресс-релизе Государственной информационной службы "Туркмендовлетхабарлары", посвященном принятию программы развития гражданской авиации Туркменистана на период до 2020 года.

"Десятки" — это считая чартерные грузоперевозки. Пассажиры летают из Туркменистана лишь в 10 стран: Англию, Германию, Индию, Казахстан, ОАЭ, Россию, Тайланд, Турцию, Узбекистан и Украину. По этому показателю "Туркменховаеллары" занимает одно из последних мест в СНГ среди национальных перевозчиков.

Безусловным лидером в СНГ по географии международных маршрутов является российский "Аэрофлот" — он выполняет регулярные рейсы в 103 пункта 54 стран мира. В расписаниях "Авиалиний Узбекистана" значится 25 стран мира, "Белавиа" (Беларусь) — 23, украинского "Аэросвита" — 21, "Эйр Казахстан" — 18. Причем, все они, включая "скромные" авиакомпании из Киргизии, Молдавии и Таджикистана, открывая новые рейсы и закрывая старые, руководствуются, в первую очередь, коммерческими интересами и экономической целесообразностью. От рынка никуда не денешься. Ни одна авиакомпания мира не может позволить себе гонять по свету пустые авиалайнеры да еще и гордиться этим.

Коммерческий директор компании "Боинг" Альдо Базиле, побывавший недавно в царстве Туркменбаши, заявил в интервью туркменским СМИ: "Туркменистан входит в число наиболее солидных наших клиентов… Я могу уверенно заявить: инфраструктура отрасли сформировалась и она соответствует самым высоким мировым стандартам. Могу заверить, что ни в одном государстве СНГ нет такого современного парка воздушного транспорта".

Господин Базиле явно погорячился. Вряд ли он не умеет считать, скорее всего просто хотел отблагодарить хозяев за оказанный ему в Ашхабаде теплый прием.

В 2002 году "Боинг" реализовал около 400 самолетов. В 2003 — чуть меньше. Наиболее солидные клиенты покупают у "Боинга" по 10 самолетов в год, Туркменистан — 10 за 10 лет. Парк воздушного транспорта Туркменистана действительно впечатляет, но только на фоне явных аутсайдеров.

Самолетный парк "Аэрофлота" состоит из 115 машин, в их числе 16 различных "Боингов" и 11 "Аэробусов" А-310. Ведущая частная российская авиакомпания "Трансаэро" летает на 15 "Боингах". Это все без самолетов российского производства, которые никак нельзя не учитывать. К примеру, лидер на мировом рынке сверхтяжелых перевозок украино-российская авиакомпания "Волга-Днепр" имеет в своих ангарах 10 сверхмощных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Туркменистан — 10 пассажирских "Боингов", из которых 1 — президентский, 2 сломаны, и несколько доставшихся в наследство от СССР грузовых Ил-76, половину из которых уже давно разобрали на запчасти, а остальные имеют ограниченный допуск из-за несоответствия устаревшего бортового оборудования современным международным стандартам.

Чем так восхитил туркменский парк воздушных судов менеджера прославленного "Боинга", непонятно. Еще более странным кажется его восторг относительно "сформировавшейся отраслевой инфраструктуры" туркменской гражданской авиации. Лично я нахожу этому только одно объяснение: Альдо Базиле побывал в Ашхабаде летом. Прибудь он в гости к Ниязову зимой, провел бы немало времени в самолете, ожидая, пока грузчики международного ашхабадского аэропорта им. С. Туркменбаши вручную подтолкают к борту скрипящий трап с "дохлым" аккумулятором.

Уже много лет рядовые туркменские авиаторы клянут Ниязова за бестолковость управления отраслью. Самая распространенная формулировка — "Баран! Самолетов накупил, а обслуживать их нечем!". Святая правда. Ни в одном аэропорту Туркменистана нет ни одного современного топливозаправщика. Вернее есть, да не про нашу честь: наследный принц Абу-Даби Шейх Халифа бин Заед Аль Нахайян держит собственный заправщик в аэропорту Мары, куда любит прилетать на соколиную охоту один раз в год, и "Люфтганза" в Ашхабаде не подпускает местную сервисную технику к своим лайнерам на пушечный выстрел: все привезла для себя из Германии.

Раз был случай: снарядили Ил-76 для полета в Стамбул, груз там дожидался какой-то. Самолет заправили керосином "под завязку" — путь неблизкий, — и только после этого выяснилось, что груза нет, надо ждать. Сидят ждут. Самолет заправлен. В это время поступает распоряжение из Управления гражданской авиации: Стамбул отставить, лететь в Дубай — там груз важнее! Важнее-то важнее, но легко сказать "лететь". Слить керосин из баков нет никакой технической возможности (тут опять про барана вспомнили). Лететь ведь в Стамбул собирались, а до Дубая рукой подать, в два раза ближе, и садиться там с полными баками нельзя — опасно и международные правила не позволяют. Управление рычит, груз в Дубае киснет. Делать нечего — взлетели и... круги наматывали над Ашхабадом, керосин жгли. Разве об этом г-ну Альдо Базиле рассказали? Да ему и дела нет до наших проблем. Он прилетел, контракт подписал и улетел. В "Боинге" бестолковых менеджеров не держат. В отличие от Туркменистана, где государственные деньги никто не считает, только свои. У кого есть.

После того, как билеты в кассах "Туркменховаеллары" начали продавать только с разрешения комиссии по выдаче выездных виз, количество граждан Туркменистана на международных рейсах резко сократилось. Доходит до того, что даже на самых популярных направлениях — Москва, Стамбул, Абу-Даби — загрузка рейсов не превышает 20 процентов. Случается, что "лайнеры с изображением туркменского лачина" доставляют в пункт назначения… 0 пассажиров, приводя в изумление работников местных аэропортов.

Стабильно загружаются лишь 2 маршрута: Ашхабад-Амритсар и Ашхабад-Бирмингем. Перевозка чернорабочих из Индии в Англию и обратно — хлеб сегодняшней туркменской пассажирской авиации. Они, хоть и со значительной скидкой, но все же летают по более-менее реальным тарифам и платят валютой. Кроме них, иностранцев на туркменских рейсах — кот наплакал, а граждане Туркменистана, счастливые обладатели выездных виз, платят за билеты в манатах, на которые не только "Боинг" не купишь, но даже пластмассовые стаканчики для газировки пассажирам.

Самый дорогой билет экономического класса на рейс "Туркменховаеллары", скажем, во Франкфурт, обходится пассажиру в 100-120 долларов. Денег, вырученных от продажи билетов даже на международные рейсы, не хватает на покрытие эксплуатационных расходов самолетов. О местных рейсах и говорить нечего — билет до Ташауза стоит 3 (!) доллара. Пассажирам хорошо, но для авиакомпании — катастрофа!

"Боинг-717" стоит около 35 миллионов долларов, "Боинг-757" — 75-80, "Боинг-767" — под 100 миллионов. Эксклюзивный "Боинг-767-300", заказанный специально для Великого Туркменбаши, обойдется казне в 130 миллионов долларов. Все это — современная, сверхнадежная техника от престижного производителя. Всего таких "Боингов" Ниязов собрался закупить до 2020 аж… 30 штук.

Красота — слов нет! Непонятно только, кто на этой красоте летать будет. Летчиков в Туркменистане уже сегодня не хватает. "Старая гвардия" на пенсию выходит, а молодежи на смену нет. Пилотами, увы, не рождаются, в Туркменистане соответствующих учебных заведений нет, а из-за границы еще ни один стоящий профессионал с дипломом не вернулся: ни летчик, ни инженер, ни связист. И пассажиров с каждым годом убывает. Объявив наступление "золотого века", Ниязов своим подданным ясно дал понять: "Не дергайтесь! Лучше, чем здесь, вам нигде не будет".

Эпилог

Ниязов назначил Байрамдурды Аннадурдыева начальником Управления 28 августа 2001 года взамен с позором уволенного Ильяса Бердыева. Сообщая о назначении, он охарактеризовал Б. Аннадурдыева как "опытного пилота, летавшего на всех типах самолетов и хорошо знающего дело изнутри". Спустя 2 года с небольшим, внезапно высянилось, что новый начальник знал "дело изнутри" слишком хорошо: "В частности, было установлено, что он, злоупотребляя своим служебным положением, вместе с подчиненными, неоднократно в корыстных целях реализовывал на сторону горюче-смазочные материалы, присваивая вырученные за них денежные средства, устраивал пьянки, употреблял наркотики".

Сегодня в кабинете теперь уже бывшего начальника орудуют молодые следователи прокуратуры — здесь со сменой поколений все в порядке: зверье воспроизводится без усилий.

В штаб-квартире "Боинга" в Вашингтоне, в архивной папке с надписью "Туркменистан" хранится контракт на 2 миллиарда долларов, подписанный "вором, пьяницей и наркоманом". На летном поле ашхабадского международого аэропорта в ряд стоят новенькие, с иголочки, чудеса американского самолетостроения. По пустым, гулким мраморным холлам пассажирского терминала слоняются уборщицы, шарахаясь от грузчиков, с гиканьем катающихся на багажных тележках. На все это хозяйство по-отечески взирает с многочисленных портретов отец туркменской авиации Сапармурат Туркменбаши Великий. И никто никуда не летит. Станция — конечная.

Источник: веб-сервер "vlasti.net"

обсудить в форуме

Контент: -=МБ=-
Дизайн:wasp

Copyright © 2002
CTAJ OnLine