ВОЗЗРЕНИЯ АБУ ХАМИДА АЛЬ-ГАЗАЛИ О КАЧЕСТВАХ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ
Ходжат уль-ислам Абу Хамид аль-Газали (450/1058-505/1111) является одним из самых известных мусульманских мыслителей и философов средневековья. Он является автором более чем 130 философско-богословских сочинений. В своих работах философ затронул и проблемы связанные построением и функционированием государства. Одним из таких сочинений является "Ат-Тибру'ль-Масбук фи Насихати'ль-Мулюк".
В своих воззрениях о государстве Газали придавал решающее значение проблемам этики и морали. Он был убежден, что без надлежащих моральных качеств, построенных на положениях исламской религии невозможно достигнуть построения справедливого государства и управление им. Мирское и религиозное, политика и религия у Газали неразрывно связаны между собой. Но в его философии имеются и элементы мистики.
Согласно Газали наилучшими правителями и политиками являлись пророки - посланники Божьи, которым были известны как экзотерические (явные), так и эзотерические (сокрытые) аспекты всех проблем. Что же касается халифов, султанов и других правителей, то им известны лишь экзотерические (явные) проявления функции государства. Поэтому, Газали придает большое значение роли ученых в деле управления государством. Они имеют познания в религиозных науках и являются носителями наследия пророков. Мусульманские правоведы (факихи) и богословы (улемы) играют значительную роль в иерархии государства и являются советниками правителей. Возможно, в этом выражены элементы философии древнегреческих мыслителей, которые представляли себе идеальное государство, возглавляемое мудрыми философами. Сходные принципы есть и в философии аль-Фараби.
Газали был сторонником сильной власти правителя, но в то же время был противником тирании. Сила и решительность правителя должна сочетаться с таким благородным качеством как справедливость. А сама справедливость черпает свои истоки в Божественной религии. Поэтому религия является основой мировоззрения правителя и он обязан предпринять все усилия для ее защиты. Если правитель справедлив, то народ и само государство находятся в благоденствии. А если нет, то наступает упадок и регресс.
Несправедливость же правителя может выражаться в несправедливости к самому себе. В случае раскаяния перед Богом он может быть прощен Им, так как этот вид несправедливости не касается народа. Но несправедливость может выражаться и по отношению к народу, допущении произвола сильных над слабыми, богатых над бедными. Такую несправедливость Аллах не простит. Все правители обязаны освобождать от государственных должностей недостойных людей и привлекать на работу праведников и ученых. Борьба с любыми проявлениями несправедливости является основной задачей для любого правителя.
В числе качеств, которые должны быть необходимо присущи правителям должны быть стремление сближаться с факихами и улемами, остерегаться от связей с порочными людьми, воздерживаться от проявлений гнева, интересоваться положением граждан государства и способствовать решению их проблем. Для поддержания порядка в государстве необходимо иметь силовые структуры.
В своей работе Газали увещевал правителей предостерегая их от того, чтобы они не проводили время в развлечениях или допускали их только в ограниченных количествах, так как это может превратиться в ущерб для народа и страны.
Газали был последовательным и убежденным сторонником теократического государства. В частности, он рассматривал султанов в качестве наместников Аллаха на земле. В этой связи он считал, что Бог дал человечеству два вида власти. Первая идеальная, выраженная в духовном или государственном правлении пророков, которые указывают людям путь спасения. А вторая - это власть султанов, халифов и других земных правителей, которые обеспечивают нормальное функционирование государства и не допускают в нем смуты. Эти качества даны им Богом. Поэтому граждане государства обязаны поддерживать правителя и исполнять все его приказы. Недопустимо восстание против правителей.
В числе основных функций государства Газали называл защиту граждан от любых посягательств на их собственность, честь, достоинство и жизнь. В стране необходимо подавлять социальную несправедливость и обеспечить необходимые условия для добродетельной жизни граждан, которые необходимы им как в земной жизни, так и в жизни после смерти.
Неумелое управление государством, распространение невежества, отсутствие компетентных кадров в высших эшелонах власти приводит к упадку страны. Передача власти невежественным людям приводит к распространению пороков, падению морали и нравов в обществе и в конечном итоге становится причиной крушения государства.
Как и Маварди, Газали придавал большое значение личности имама-халифа и критериям, по которым он должен быть выбран на пост главы государства. Эти критерии Газали разделял на врожденные и приобретенные. Врожденными качествами кандидата должны быть:
1) совершеннолетие,
2) разумность,
3) свобода,
4) принадлежность к мужскому полу,
5) принадлежность к племени курейшитов,
6) здоровье.
Приобретенные же качества следующие:
1) смелость,
2) Богобоязненность,
3) самодостаточность,
4) ученость.
Важное место в иерархии власти в государстве Газали придавал визирям. Визирь - это опора правителя и его советник. Поэтому это должен быть набожный, добродетельный, грамотный и справедливый человек. В случае обнаружения ошибок правителя он должен осторожно поправлять их, хранить его тайны, помогать ему в деле управления народом, способствовать укреплению морали и социальной справедливости в обществе. В связи с этим Газали считал, что визирь должен в первую очередь быть хорошо образованным, опытным и грамотным человеком. Он также должен быть бесстрашным и храбрым человеком. Без этих качеств он не сумеет выполнять свои обязанности.
Лит .: Gazali E. Et-Tibru'l-Mesbuk fi Nasihati'l Muluk (Devlet Baskanlarina). Istanbul , "Sinan yayinlari", 1969.