Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность |
Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские
 

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ:
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Одной из основных проблем, возникших в результате распада СССР, является проблема обеспечения информационной безопасности стран Содружества.

Актуальность проблемы в современных условиях обусловлена рядом обстоятельств. Мир, в котором мы живем, к концу XX века вступил в новую полосу глобальных перемен. В ходе их до неузнаваемости перестраивается весь уклад нашей жизни.

Современная научно-техническая революция радикально преобразовала материальные основы общественной жизни. Уже не территория, не природные ресурсы олицетворяют и обеспечивают высокий жизненный уровень народа, а духовный, интеллектуальный и информационный потенциал. А эти ценности создаются только в условиях эффективно действующей, защищенной от негативных внешних воздействий информационной сферы (среды) государства.

В политической сфере все большее значение стали приобретать не силовые, а информационные факторы. Внешнеполитические успехи стран определяются не только их военной и экономической мощью, но и успехами в реализации программ демократии и публичной дипломатии, направленной на установление контроля над основными информационными и культурными процессами в мире.

В этом контексте информационную безопасность СНГ необходимо рассматривать как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз и комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации.

Внешние:

- недружественная политика иностранных государств в области глобального информационного мониторинга, распространения информации и новых информационных технологий;

- деятельность иностранных политических, экономических и экстремистских структур, направленных против интересов страны.

Внутренние:

- противозаконная деятельность политических, экономических, общественных структур, отдельных лиц или групп в области формирования, распространения и использования информации;

- неправомерные действия структур, приводящие к нарушению законных прав граждан и организаций в информационной сфере;

- нарушения установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации.

Возрастающая роль информации и информационных систем - факт, лежащий в основе концепции информационного общества. Процесс фундаментальных перемен в мире, формирование единого глобального мирового информационного пространства, самым непосредственным образом связан с обеспечением информационной безопасности стран Содружества, понимаемой как безопасность личности, общества и государства.

Необходим глубокий анализ информационных проблем для разработки основных методологических подходов к решению задачи построения системы информационно-психологического обеспечения, психологической безопасности населения, противодействия негативным информационным воздействиям.

Важнейшим направлением противодействия информационной экспансии является создание единой информационной системы СНГ для обеспечения психологической безопасности личности, общества, государства. Их основная задача - разработка и осуществление стратегических и оперативных мер по предупреждению и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий.

Таким образом, для защиты от опасных информационных воздействий социальных объектов (личности, общества, государства) необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения, как составной части внутренней безопасности.

Политика целенаправленного воздействия на общественное мнение предполагает знание настроений широких народных масс, знание реального положения вещей. Отсюда, с одной стороны, информационно-психологическое воздействие по всем возможным каналам, а с другой - тщательное изучение общественного мнения.

Исходя из этого можно выделить основные задачи обеспечения информационной безопасности:

- выявление, оценка и прогнозирование источников угроз информационной безопасности;

- разработка государственной политики обеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению информационной безопасности.

Основными функциями системы информационной безопасности могут быть:

- участие в образовании структур общественной системы безопасности, ориентированных на защиту интересов и обеспечение безопасности гражданина и общества в политической, экономической, социальной, гуманитарной, информационной, экологической, физиологической и иных сферах жизнедеятельности человека;

- взаимодействие органов власти и управления в республиках со средствами массовой информации, конфессиональными объединениями, общественными и государственными органами и учреждениями в целях развертывания общественной системы безопасности и интеграции в нее на взаимовыгодной основе уже существующих экономических и общественных субъектов, ориентированных на решение проблем безопасности в различных сферах;

- формирование общественного мнения, нацеленного на достижение гражданского мира и согласия, здорового духовно-нравственного климата, развития самосознания, творчества, инициативы каждого члена общества;

- борьба с негативными явлениями: коррупцией, преступностью, моральными пороками и т.д.;

- разработка концепции и моделей общественной безопасности с привлечением научных сил, фондов, ассоциаций, неформальных организаций и др.

Система информационной безопасности предполагает четкую организационную структуру общественных институтов: республиканские комиссии, городские и местные комитеты по общественной безопасности, а также партии, фонды, ассоциации, культурные центры, землячества и т.д.

На положении наших соотечественников в странах СНГ отрицательно сказывается продолжающееся сужение информационного присутствия России. Сокращаются объемы теле- и радиовещания российских компаний на пространстве Содружества зачастую из-за отсутствия средств у принимающей и передающей сторон.

В странах Центральной Азии с каждым годом все больше сужается сфера применения русского языка в СМИ, особенно на телевидении и радио, в органах государственной власти.

В Узбекистане трансляции передач российского телерадиовещания не превышают 4-6 часов. В стране до сих пор реально отсутствует свобода слова и печати, все средства массовой информации находятся под государственной цензурой. В то же время в этих СМИ, особенно на узбекском языке, как правило, преобладает негативная информация.

В Казахстане трансляции передач российского телерадиовещания составляет не более 6-8 часов в сутки.

В Туркменистане полностью прекращена трансляция российских и частично передач ОРТ. Республика погружена в информационную самоблокаду, печатные издания из России не поступают, подписка на них не производится. Распущены творческие союзы, общественные организации.

Ретрансляция российских телерадиопрограмм в Таджикистане идет с перебоями.

А ведь в этих странах проживает подавляющее большинство наших соотечественников из ближнего зарубежья, причем проживает компактно, с концентрацией в сотни тысяч человек.

Идет форсированный переход на государственные языки в общественной жизни, что способствует этническому дискомфорту русского и русскоязычного населения. Сократилось использование русского языка в СМИ в Армении и, прежде всего, во внутренних программах республиканского телевидения. Многие русские оторваны от общественно-политической жизни в республике, в отличие от соотечественников в соседних республиках Закавказья – Грузии и Азербайджане – ни один из них не представлен в парламенте.

Для Азербайджана характерна проблема русского языка в электронных СМИ. На пальцах одной руки можно сосчитать передачи на русском языке на радио. Телевещание же на русском языке ограничивается 10-минутным ежедневным обзором новостей.

Время показа российских телепрограмм на Украине в основном составляет около четырех часов в сутки, радиовещание вообще сокращено.

Отмена Конституции Республики Крым означает для русского населения и отмену конституционных гарантий в области культуры и пользования родным языком. На телевидении и радио до сих пор отсутствует русская редакция и чинятся препятствия ее открытию, хотя другие национальные редакции учреждены и действуют. Полностью прекращена трансляция по проводному вещанию программ российского радио. Большая часть времени на крымском радио отдана передачам на украинском и татарском языках. Отсутствует трансляция второй программы российского телевидения (РТР), значительно сокращена первая программа (ОРТ). Почти полностью прекращена трансляция программ российских радиостанций.

Серьезно ограничен доступ к получению информации на русском языке через СМИ в Молдавии. По подсчетам независимых экспертов передачам на русском языке на национальном ТВ и радио Молдовы отводится не более 6 процентов времени вещания (около 20 мин. в сутки). Неоднозначная и подчас трудная ситуация складывается с распространением печатных изданий на русском языке. Если в Казахстане, например, выходит около 470 газет на русском языке и 500 одновременно на двух языках - казахском и русском, на месте печатаются газеты "Известия", "Комсомольская правда", "АиФ", "Новая газета", то в Туркменистане и Узбекистане фактически нет распространения и подписки на московские газеты и журналы.

Резко сократились подписка и розничная продажа российской периодики в ряде других стран, отмечаются дискриминационные меры в отношении наших средств информации. Если в России при оформлении подписки на издания стран СНГ не взимаются налоги, то на Украине, например, такой налог существует, что ставит российские издания явно не в равноправное положение.

Все это приводит к тому, что русскоязычное население в своей массе остается не информированным, а, следовательно, и в стороне от общественной жизни, оказываясь в результате политически пассивным.

Таким образом, здесь можно выделить два существенных момента:

1. Отсутствие единого информационного пространства, что, с одной стороны, ведет к возникновению "информационного вакуума" в ряде регионов СНГ, а с другой стороны, создает благоприятные условия для искаженного, тенденциозного освещения событий, происходящих в зонах этнополитических конфликтов.

2. СМИ в силу различных причин нередко выступают в роли "провокатора" и "подстрекателя" этих конфликтов.

Средства массовой информации играют ключевую роль в развернувшейся в мире глобальной информационно-психологической борьбе, именно они создают определенный информационной потенциал любой страны, именно они формируют в общественном сознании людей оценку деятельности органов государственной власти, силовых структур, разъясняют принятые решения.

Стремительное развитие средств массовой информации в России, странах СНГ, глобальный характер развития печатной продукции, радиовещания и телевидения значительно повысили их влияние на поведение, оценки и мнения людей.

Проблема обеспечения информационной безопасности Содружества выделена в Перспективном плане подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции формирования информационного пространства СНГ как важнейшая составная часть межгосударственного сотрудничества, ориентированная на последовательную реализацию межгосударственных договоренностей в сфере обмена информацией в соответствии с нормами международного права и национальными интересами и приоритетами государств-участников Содружества.

Важнейшими задачами здесь являются:

- установление необходимого баланса между потребностью о свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями распространения;

- совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения стран Содружества в глобальную информационную инфраструктуру;

- разработка соответствующей нормативной правовой базы. В целях обеспечения информационной безопасности на территории СНГ необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:

- соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и равноправного и взаимовыгодного межгосударственного обмена;

- защита национальных духовных ценностей;

- пропаганда национально-культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

- обеспечение права граждан на получение достоверной информации;

- стандартизация и унификация процедур межгосударственного информационного обмена;

- развитие современных информационно-телекоммуникационных инфраструктур государств СНГ.

Сложившееся неблагоприятное отношение к российским средствам информации затрудняет реализацию Концепции формирования информационного пространства СНГ, принятой Советом Глав Правительств СНГ 17 января 1997 года. Естественно, что таким образом ущемляются интересы наших соотечественников за рубежом, сокращаются предпосылки нормальной жизни и работы в странах, которые зачастую рассматриваются как вторая родина.

Кроме того, для реализации межгосударственных и межправительственных соглашений в области информации и информатизации требуется решение вопросов финансового обеспечения. В условиях, когда резко снижаются возможности для языкового, духовного, культурного развития этнических россиян, многие родители не видят будущего для своих детей, для стабильной работы в странах СНГ, думают об эмиграции.

В этой связи немаловажное значение для поддержания культурных и духовных связей этнических россиян с Отечеством имеет создание единого информационного пространства России с государствами Содружества.

  Назад На начало страницы На главную страницу