Анализ экономической системы Узбекистана – сложное и ответственное
дело, представляющее сложность с точки зрения проверки. Прежде всего,
трудно найти достоверную информацию об экономических показателях,
в частности количественных макроэкономических показателях. Если
какие-то долгожданные цифры и появляются в открытых источниках,
то происходит это с одно-двухлетним опозданием. Более того, можно
вообще не встретить настоящих показателей, что создает дополнительные
трудности. В некоторых случаях неадекватное представление и неправильная
интерпретация информации исходит не из желания автора смягчить бедственность
положения, это может быть результатом ошибочных методов статистических
служб. Следовательно, в целях достоверности работа с национальными
статистическими данными требует большой осторожности.
Начиная с 1992 года правительство Узбекистана проводит политику
реформ, в основу которой положены пять принципов: 1) приоритет экономики
над политикой, деидеологизация экономики, 2) руководящая роль государства
в переходный период, 3) верховенство закона во всех сферах общественной
жизни, 4) сильная социальная политика и 5) поэтапное движение к
рынку.
Правильная реализация этих принципов должна помочь заложить экономический
фундамент для демократического государства, подчиненного управлению
закона, с социально-ориентированной рыночной экономикой. Реализация
реформ в Узбекистане происходит в условиях политической стабильности,
без острых социальных и экономических колебаний. Это хорошо, но
не безусловно. Приглядевшись внимательно, компетентный экономист
без сомнения определит жизненные силы внутри экономического организма.
Для этого ему потребуется следующая система критериев, которая описывает
и объясняет радикальные позитивные изменения в переходный период
для экономики.
1. Эффективный и прогрессивный управленческий аппарат, ориентированный
на рынок.
2. Децентрализация и конкретизация прав собственников.
3. Либерализация внутреннего и внешнего рынков.
4. Макроэкономическая стабильность.
5. Формирование справедливой законодательной системы и ее институтов.
6. Интеграция в мировой рынок, сочетаемая с разумной внешней политикой.
7. Усиление и реабилитация финансовой системы.
Составим список начальных условий, характерных для Узбекистана
– условий, в основном определивших направление экономической политики.
1. Разнообразие природных и климатических зон, благоприятных для
широкого развития аграрного сектора. Важное значение имеет состояние
ирригационных систем, условия их функционирования.
2. Исторически сложившиеся в Азии формы организации труда и производства
являются относительно непродуктивными и неприбыльными в условиях
прогрессивной экономики.
3. Сложнейшая демографическая ситуация, отмеченная высоким уровнем
рождаемости и естественного прироста населения (до 2-3 процентов
в год). Это создает дополнительные трудности в области безработицы.
4. Национальный менталитет, осторожно относящийся к нововведениям
и радикальным изменениям, меняющуюся систему ценностей и укоренившиеся
нормы, правила, модели поведения.
5. Традиционный образ жизни, желание со стороны местных жителей
быть ближе к земле, этнические традиции, ислам как вера подавляющего
большинства местного населения (узбеков).
6. Экономика с односторонней сырьевой ориентацией (хлопок), значительная
технологическая и ресурсная зависимость от других республик бывшего
Советского Союза.
Исходя из этих факторов правительство Узбекистана разработало политику
постепенных реформ. Несмотря на настойчивые рекомендации ведущих
иностранных экономистов в отношение ускорения темпов реформ, правительство
Узбекистана осталось непоколебимым, считая, что "не нужно разрушать
старый дом, пока не построен новый". Результат – создание уникальной
узбекской модели экономического преобразования.
Применительно к этой стратегии, Узбекистан находится сейчас на
втором этапе рыночных реформ. На первом этапе основными целями были:
1) стабилизация экономики и 2) формирование базы для рыночных отношений,
исходя из специфических условий и особенностей страны.
Преобладающими целями второго этапа реформ стали: 1) завершение
приватизации государственной собственности; 2) преодоление падения
производства, осуществление макроэкономической стабилизации и достижение
экономической и финансовой стабильности для предприятий, государства
в целом; 3) дальнейшее усиление национальной валюты - сума; 4) осуществление
фундаментальных изменений в структуре экономики, смена ориентации
с сырья на производство готовых товаров, повышение качества и конкурентоспособности
товаров до стандартов мирового рынка.
Более пяти лет назад Узбекистан начал проводить рыночные экономические
реформы, что делает возможным проанализировать многие особенности
переходного периода. Приведенные ниже данные относятся к изменениям
на макроэкономическом и местном уровне.
Несмотря на политическую независимость с 1 сентября 1991 года,
в экономическом плане Узбекистан остался зависимым от действий союзного
центра (Москвы). Особенно значимо это было для денежной сферы, поскольку
рублевая зона не распалась в одночасье. Из-за различных финансовых
потрясений в СНГ в целом и в республике в частности рубль постепенно
обесценивался, пока не стал "деревянным". Чтобы предупредить
экономический хаос, российский Центральный банк значительно понизил
уровень денежной эмиссии, и поток новых банкнот на периферию Центральной
Азии почти полностью остановился. Для Узбекистана существовало только
одно решение: выпустить национальную валюту. Однако, придерживаясь
принципа постепенности, Узбекистан сначала ввел промежуточную валюту
– сум-купон (октябрь 1993 г.), а позже, в июле 1994-го, ввел сум
(обмененный на сум-купон по курсу 1:1000). Сум-купон не смог обуздать
гиперинфляцию, превысившую 1500% в 1992-1993 гг. Только с введением
национальной валюты началась стабилизация финансовой системы: средний
курс инфляции составил 8,5% в 1995, 4% в 1996. Центральный банк
Узбекистана сыграл решающую роль в этом процессе: путем ужесточением
денежной политики он взял под контроль кредиты и выпуск наличности
и тем самым стабилизировал денежный оборот.
Однако пока преждевременно говорить о нормально функционирующей
денежной системе в республике.
Для стран с переходной экономикой очень важно увеличение экспорта
и развитие служб, способствующих экономическому росту. В этом направлении
в Узбекистане был предпринят ряд мер, чтобы сделать экономику более
открытой, создать законодательную и регулирующую основу для облегчения
деятельности экспортных предприятий. Страна получила статус наблюдателя
во Всемирной Торговой Организации (ВТО), многие торговые барьеры
были сняты или ослаблены.
Законодательная база для операций на экономическом рынке - одна
из областей, в которой реформы были проведены более или менее грамотно
и состоятельно и коснулись всей территории страны. Благодаря этому
в настоящее время существует антимонопольное, земельное, финансовое,
налоговое законодательство, были приняты законы, учитывающие конкуренцию,
банкротство, иностранные инвестиции, приватизацию, предпринимательство,
и т.д. Проблема некоторых законов в том, что они не созданы, чтобы
служить нуждам физических и юридических лиц. Другая проблема касается
введения этих законов в силу и надзора за их выполнением, что происходит
из-за коррупции в надзорных ведомствах, значительные нарушения в
судах и силовых ведомствах.
Либерализация, стабилизация и приватизация были осуществлены постепенно
и в соответствии с планом. Цены на промышленные и некоторые потребительские
товары, услуги были либерализованы в 1992 году. Позже, в 1993-м,
было почти полностью устранено государственное регулирование договорных
цен. В октябре-ноябре 1994 г. цены на основные виды потребительских
товаров стали свободными, также возросла стоимость транспортных
и муниципальных услуг. Цены на хлеб и муку сегодня лишь частично
регулируются государством путем ограниченного субсидирования отраслей,
так же как и уровень цен на некоторые услуги, оказываемые частным
и муниципальным секторами.
Во внешнеэкономической деятельности небольшие реформы проводятся
в четырех областях: 1) либерализации иностранной торговли, основанной
на учреждении расширенной системы экспортных/импортных таможенных
сборов; 2) децентрализация управления иностранными экономическими
операциями; 3) стимулирование деятельности совместных предприятий;
4) улучшение механизма обмена (конвертируемости). По третьему пункту
стоит отметить, что в результате создания приоритетных условий для
иностранных инвестиций к 1 апреля 1997 года в республике существовало
3065 совместных предприятий, хотя только половина из них (1531)
реально работала.
Несмотря на эти меры, за последние три года не произошло значительных
изменений в структуре экспорта. Сырье традиционно представляет наибольшую
часть экспорта (60% - хлопковолокно, 12,2% - энергоресурсы). Хотя
наблюдался некоторый рост экспорта услуг, достигший 15,1%. Односторонняя
ориентированность на сырье - результат советской системы, в которой
Узбекистану отводилась роль главного производителя хлопка-сырца.
Сегодня предпринимаются большие усилия для укрепления производственного
сектора и выпуска готовых товаров.
Внешнеэкономическая политика отягчена значительными протекционистскими
мерами, препятствующими импорту. Защита местных производителей от
международной конкуренции уменьшает их эффективность и прибыльность,
негативно влияет на конкурентоспособность их товаров, что ведет
к монополизации в секторе (примеры: "Daewoo" в автомобильной
промышленности, "УзВат" в табачной промышленности, "Newmont
Mining" в золотодобывающей промышленности, "Coca-Cola"
в производстве напитков).
Правительство невольно поощряет желание многих иностранных инвесторов
преследовать свои краткосрочные интересы, так что при малейшем изменении
обстоятельств в неблагоприятную сторону они способны беспрепятственно
забрать вложенные средства. В то же время эти совместные предприятия
импортируют в 5,9 раз больше, чем экспортируют (на долю совместных
предприятий приходится 6% всего экспорта и 38,9% – импорта).
По расчетам Мирового Банка либерализационный индекс в Узбекистане
составлял 2,3 в 1989-1995 гг. и 5,25 в 1995 г., что значит, что
страна принадлежит к наиболее отсталой группе стран с переходной
экономикой.
Одной из причин подобной индексации стало то, что Узбекистан категорически
отказался от ваучерной приватизации, учитывая печально известный
опыт России и исходя из своей экономической стратегии. Поэтому,
в соответствии с одобренной государственной программой, первая фаза
так называемой маломасштабной приватизации вылилась в денационализацию
жилого фонда, промышленных, торговых предприятий и предприятий сферы
услуг (за исключением жилого фонда и фонда организаций муниципальных
служб, отнесенных под контроль местных органов власти). Вся эта
собственность успешно приобрела владельцев. В 1994-1995 гг. республика
приступила ко второй фазе - массовой приватизации, включившей предприятия
легкой, пищевой и фармацевтической промышленности, транспорта, коммуникаций
и главных промышленных предприятий. Наконец, третья, завершающая
фаза приватизации началась в 1996 году и охватила всю оставшуюся
государственную собственность и предприятия за исключением тех,
на чью децентрализацию парламент наложил вето.
Приоритетной областью экономической политики правительства является
использования доходов с разработки полезных ископаемых. Этим объясняется
небольшой дефицит бюджета в Узбекистане (3,5% в 1995 г., 2,1% –
в I полугодии 1996 г.), на основе которого страна теоретически может
быть принята в Европейский Союз.
Прогрессивные направления экономической политики включают в себя
масштабные изменения в социальной сфере и перевод всех доходов от
приватизации государственной собственности во внебюджетные фонды,
содействующие развитию частного сектора и поддерживающие экономическую
деятельность предприятий в послеприватизационный период.
Стабильность верхней и нижней платформ модели идеального перехода
требует следующего. Первое, из-за неприятия существующей налоговой
системы остается под вопросом желание экономических организаций
действовать в официальном секторе. Другая проблема – информационный
вакуум, доступ к информации неравномерно распространен среди социальных
классов.
Хотя официальная статистика утверждает, что безработица в Узбекистане
за последние годы не превышала 0,4%, всем известно, что в Узбекистане
производственные предприятия не уволили лишних рабочих, а отправили
их в вынужденные отпуска или же сократили рабочий день. Приватизация
высвободила значительное число рабочих ресурсов, которые из-за отсутствия
навыков не смогли найти подходящую работу в других секторах экономики.
Не хватает хорошо организованных центров подготовки и квалифицированных
рабочих кадров.
Законодательством предусмотрены выплаты пособий официально зарегистрированным
безработным, но эти выплаты недостаточны даже для того, чтобы поднять
их над чертой бедности. Мобильность рабочей силы эффективна только
в Ташкенте и его пригородах, потому что развитие рынка в центре
было более согласованным и менее подверженным капризному экономическому
движению со стороны беспринципных бизнесменов и правительственных
агентств.
Подавляющее большинство служащих в госбюджетных организациях получает
мизерные зарплаты, не способные конкурировать с повышением индекса
потребительских цен. Эта ситуация осложняется тем фактом, что значительный
подоходный налог взимается с доходов, которые и без того ниже среднестатистического
прожиточного уровня, что уменьшает стимулы к эффективной работе
и заметно урезает личное потребление.
Пессимизм особенно заметен среди молодых людей. Бесплатное образование
и медицинское обслуживание, которые гарантируются конституцией и
являются столпами экономического развития, продолжают ухудшаться.
В основном это результат низкой платы, у учителей нет стимула усердно
работать на благо нации. Вместо этого они предлагают платное репетиторство,
чтобы обучить материалу, не данному на уроках, или вымогают взятки
в обмен на хорошие экзаменационные отметки. Это потенциально может
привести страну к трагедии. Молодые люди формируются под прямым
влиянием учителей, поэтому учителя должны делать все возможное,
чтобы поднять престиж нашего общества.
Положение в области здравоохранения еще более удручающе. Резко
ухудшилось обеспечение лечебных заведений медикаментами, оборудованием.
Это вызвано остаточным финансированием здравоохранения.
Несмотря на достаточно сложную макроэкономическую ситуацию, описанную
выше, в Узбекистане наметился экономический рост в первой половине
1996 г. (ВВП на 1,4% больше, чем в предыдущем году), страна достигла
энергетической и зерновой независимости. Промышленное производство
повысилось на 105%, из которых 50,2% насчитывает негосударственный
сектор. В первой четверти 1997 г. эти показатели составляли 104,2%
и 54,7% соответственно.
Главные проблемы, с которыми сталкиваются промышленные предприятия,
в дополнение к высоким налогам и инфляции, – постоянная реорганизация
и неплатежи, приводящие к сокращению оборотного капитала (в целом
на 38%). Результатом стало большое количество нереализованной продукции
на складах, увеличение запасов неустановленного оборудования, причем
многое оборудование успело устареть. Выпуск сельскохозяйственной
продукции - 98,3% ее произведено негосударственными предприятиями
– упал в 1995 г. до 87,4% от уровня предыдущего года. Несмотря на
быстро растущее число частных земельных наделов (которые обеспечивали
производство 86,7% всей сельскохозяйственной продукции на 1 апреля
1997), общий объем сельскохозяйственной продукции оставался на неизменном
уровне в 1996 и 1997 гг. Наблюдалось и значительное снижение производства
жизненно-важных продуктов: мяса, молока, яиц. Причины лежат в неразвитой
инфраструктуре для обслуживания ферм, неадекватном производстве
фуража, неудовлетворительной работе по улучшению пород и т.д. Количество
услуг постепенно увеличивалось, но их качество – ухудшалось.
В заключение несколько слов о чисто человеческой среде. Конечно,
правда, что социально-психологическая атмосфера в республике претерпела
изменения. К несчастью, эти изменения оказались недостаточными,
чтобы полностью поддержать рыночные реформы и обеспечить прогресс
в построении общества равных прав и возможностей с высоким благосостоянием
жителей. Поэтому, на наш взгляд, среди людей сильны пессимистические
настроения.
недорогая сдача комнат на длительный срок
|