Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность |
Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские
 

УЗБЕКИСТАН: ВОЙНА ГОТОВА К ПРЫЖКУ

Настоящий обзор позаимствован с сайта STRATFOR ( Are you new to STRATFOR? Sign up today to receive this free newsletter! ), несмотря на месячную давность публикации, вопросы, затронутые в ней, к сожалению, еще долгое время будут сохранять актуальность. Перевод: "Центральноазиатский толстый журнал".

7 мая 2001 г.

Обзор

Региональные правительства боятся, что Исламское Движение Узбекистана (ИДУ) может сбросить их и установить на месте их стран государство исламского фундаменталистского типа. Однако реальная угроза их безопасности происходит от все более усиливающих мер безопасности, которые предпринимает узбекское правительство. Уничтожая любые признаки оппозиции, Ташкент создает все условия для того, чтобы наихудшие его предсказания сбывались: происходит радикализация населения, остатки оппозиции подталкиваются к союзу с вооруженными формированиями. Неспособность подавить сопротивление в конце концов приведет Узбекистан к необходимости захвата всей Ферганской долины.

Анализ

Джума Намангани, вождь Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) привел группу боевиков из Афганистана в Таджикистан, это, скорей всего, является третьей попыткой создания исламского государства в Ферганской долине. Региональные правительства опасаются, что Намангани удастся превратить долину в еще один Афганистан - источник активности исламских фундаменталистов. Правительства обращаются к внешним источникам за технической помощью и для подготовки войск к отражению нападения боевиков, которых, по слухам, Намангани ведет за собой; предполагаемая численность боевиков колеблется от 200 до 3000.
Но и местные, и международные усилия направлены в ложную сторону. Силы Намангани, каковы бы они ни были, никогда не смогут захватить и удержать Ферганскую долину с ее девятимиллионным населением. В нынешнем ее состоянии Ферганская долина не является ни Афганистаном, ни Чечней; местная разновидность ислама не является ни фундаменталистской, ни воинственной. Тем не менее, попытки одного правительства - узбекского - искоренить самое существование любой угрозы могут изменить наличную ситуацию. Игнорируя сложившиеся границы и отношения, ломая местные формы выражения культурной, интеллектуальной или политической жизни, узбекское правительство добилось устойчивого отчуждения местного населения и радикализовало то, что прежде было светской, не воинственной оппозицией.

Линии разлома Ферганской долины

Долина разделена между тремя государствами, где Узбекистан контролирует большую часть населения, Киргизстан - нагорье, а Таджикистан - дороги и перевалы. Все это создает благоприятные условия Намангани и ИДУ для ведения партизанской войны и подрыва организованных действий местных сил.
Региональные отношения, которые никогда не были особенно хорошими, сейчас становятся все более и более напряженными из-за сопротивления. Агрессивная тактика Узбекистана уже вызвала определенную критику его соседей по региону. Официальные лица Киргизстана утверждают, что Ташкент захватил скважины природного газа, принадлежащие Киргизии, а теперь шантажирует киргизское правительство, выбивая территориальные уступки. Узбекские войска заминировали обе стороны границы с Таджикистаном, что уже привело к гибели десятков людей; спецорганами Узбекистана нередко проводятся аресты людей на территориях сопредельных государств.
С точки зрения Ташкента существует единственный способ искоренения ИДУ - это взять под свой контроль всю Ферганскую долину. Это позволит объединить всех узбеков под единой политической властью, а заодно взять под контроль существующую инфраструктуру и места добычи полезных ископаемых. Таким устремлениям можно найти исторические аналоги: во времена Советского союза Ташкент управлял всей территорией.

Правительство как источник нестабильности

Правительство Каримова систематически с 1991 года - года объявления независимости страны - подавляло любое проявление оппозиционных настроений. Таким образом, оппозиция либо загонялось в подполье, либо выдавливалось из Узбекистана в Таджикистан и Афганистан.
Убийство лидеров оппозиции, аресты и содержание под стражей тысяч людей также вынудили выживших активистов искать убежища в исламе, поскольку мечеть осталась единственным центром, независимым от правительства. Ташкент обрушился на ислам, закрывая те мечети, чья деятельность не одобрена правительством, заставляя священнослужителей воспевать правительственную политику во время служб. Те имамы, которые отказывались делать это, нередко подвергались аресту. В своим рвении искоренить потенциальных фундаменталистов узбекское правительство дошло уже до крайности, указывая родителям на необходимость удерживать детей от "излишнего религиозного рвения".
Репрессивный режим Ташкента совместно с провалами экономического управления увеличивает недовольство жителей Ферганской долины. Традиционные для местного населения расширенные семейные связи позволяют говорить том, что от 50 000 до 100 000 человек удерживаются в лагерях, эти данные также приводятся в отчетах умеренной гражданской организации исламского направления "Хизб ут-Тахрир" и в отчетах Международной Кризисной Группы. Разные гражданские группы - в большинстве своем находящиеся вне закона - прежде считавшие, что нужно работать с режимом Каримова, теперь требуют смещения Каримова.
Каримов, который дал ясно понять, что его суровый политический климат продержится до тех пор, пока не будет полностью уничтожена угроза, исходящая от ИДУ, и сейчас находится перед риском противопоставить себе все население. И, по мере распространения недовольства, все больше людей будут поддерживаться Намангани и, таким образом, сопротивление будет расти. Тогда для Ташкента останется единственный способ удерживать контроль - закрыть границы и полностью уничтожить малейшие признаки ИДУ, - однако осуществление этих действий потребует контроля над киргизской и таджикской территориями в пределах Ферганской долины.
Каримов создает себе все более масштабное сопротивление, что ведет, скорее всего, к войне. Этот процесс вряд ли достигнет своей кульминации в этом году, но может развернуться полностью в ближайшие два года.

Надвигающаяся война

Скорее всего, Каримов готов к этой войне.
Несмотря на то, что военная мощь Узбекистана несколько ослабла со времен объявления независимости, она не уничтожена, как то произошло с вооруженными силами Киргизстана и Таджикистана. Узбекская армия в четыре раза превосходит войска Таджикистана и Киргизстана взятые вместе, об этом свидетельствуют данные Международного Института Стратегических Исследований.
Ни одно правительство не двинет и пальцем, чтобы остановить Узбекистан. Киргизстан и Таджикистан просто не могут что-либо сделать. Поскольку ни Бишкек, ни Душанбе не могут гарантировать региональную безопасность, Китай может только приветствовать более сильный режим и не сомневается в основаниях подобной тактики Узбекистана. Соединенные Штаты озабочены распространением фундаментализма и сотрудничают в вопросах безопасности с Узбекистаном. Россия также будет только счастлива видеть сильный Узбекистан как бастион на пути "Талибана".
Однако не имеет значения, насколько Ташкент желает контролировать все Ферганскую долину, Узбекистан не сделает и шага в этом направления до тех пор, пока у него будет оставаться место для маневра. Для Намангани 2001 год, когда ожидается очередное вторжение, является лишь третьим годом деятельности, а ИДУ не может еще опереться на обширную местную поддержку. До тех пор, пока Намангани не имеет такой поддержки, его атаки, сколь угодно неожиданные и болезненные, не могут быть угрозой режиму Ташкента.
Между тем, настроение населения становится все более негативным по отношению к правительству. Народное неприятие политики правительства стало особенно очевидным за последние 12 месяцев, когда рядовые граждане жалуются иностранцам на режим Каримова, а традиционные группы все более критичны по отношению к правительству. Ясно видны угрожающие симптомы региональной войны - Намангани приобретает все более надежную и широкую общественную поддержку. Когда Ташкент все-таки сделает свой ход, гуманитарный кризис намного превзойдет возможности региональных правительств контролировать ситуацию, в результате все пути доставки жизненно необходимого будут проходить через узбекскую территорию.

 

  Назад На начало страницы На главную страницу