Назад На главную страницу

АТАКА НА РАЗУМ ПРОТИВНИКА
Китайские психологические операции в свете национальных традиций

 

Пропагандистское разложение войск и населения противника имеет столь же давнюю историю, как и военное искусство. Противоборствующие стороны и сотни, и тысячи лет назад знали, что бороться с неприятелем можно не только с помощью оружия, но и путем целенаправленного психологического воздействия, пытались использовать средства духовного влияния для ослабления морального духа и боевой мощи врага.

Еще до нашей эры

Уже примерно в V веке до н. э. китайский полководец, военный теоретик и философ Сунь Цзы в своем трактате "Искусство войны" писал, что "наилучшая политика сводится к захвату государства целостным, разрушить его значительно легче. Взять в плен армию противника лучше, чем ее уничтожить. Одержать сотню побед в сотне сражений - это еще не предел искусства. Покорить противника без сражения - вот венец искусства".
Именно в этом широко известном труде подчеркивается, что самая выгодная из всех военных стратегий - манипулирование неприятелем таким образом, чтобы добиться легкой победы над ним без боя. Сунь Цзы первым обобщил опыт, накопленный древним Китаем в области психологических операций. Он утверждал, что самое худшее - нападение на вражеские укрепленные города.
В Китайской Народной Республике данную концепцию перефразировали так: "Лучше атаковать разум противника, чем его укрепленные города". Теоретические построения основоположника психологической войны сводятся к следующему: "Разлагайте все хорошее, что имеется в стане вашего противника; вовлекайте его видных представителей в преступные предприятия, подрывайте их престиж, выставляйте их в нужный момент на позор общественности; используйте сотрудничество самых подлых и гнусных людей; разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны; препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в вооруженных силах неприятеля; будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников; вообще не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденды".
Дальнейшее развитие военного искусства неизменно сопровождалось совершенствованием форм морального воздействия на противника. К II веку н. э. относится появление самостоятельной темы пропаганды - провозглашение справедливого или несправедливого характера войны. Не чем иным, как стремлением подорвать боевой дух воинов врага, можно объяснить обычай, когда одна из воюющих сторон выступает с тем или иным обвинением в адрес своего соперника и призывает своих союзников и единомышленников в противостоящем стане примкнуть к "борьбе за правое дело". Этот прием широко использовался правителями древнего Китая на протяжении значительного периода времени. Предъявленное до начала или же в самом начале вооруженного столкновения обвинение служило в ходе всей войны надежным обоснованием законности действий, направленных на сокрушение неприятеля.
Издавна в Китае считали одним из самых надежных средств для этого обман (дезинформацию) - прямое манипулирование взглядами противника на реальность с целью побудить его предпринимать шаги в направлении, соответствующем собственным интересам. Вновь обратимся к Сунь Цзы. Он писал: "Война - игра обмана. Поэтому притворяйся немощным, когда силен; притворяйся вялым, когда готов нанести удар; кажись далеким, когда на самом деле находишься рядом, и наоборот. Когда враг жаждет наживы, подмани его наживкой; когда он в беспорядке, напади и опрокинь его; когда он хвалится значительными силами, будь вдвойне готов действовать против него; когда он страшен, обходи его. Если он податлив гневу, провоцируй его. Если он робок и осторожен, поощряй его тщеславие. Если силы его свежи, измотай их. Если он един, раздели его. Атакуй его, когда он меньше всего готов. Действуй, когда он меньше всего тебя ожидает. В этом заключается тонкость командования стратега, которую невозможно заранее передать четко определенными правилами, готовыми для немедленного применения".

Ученики из КПК

Уже недавнее прошлое показало, что руководство компартии Китая, командование созданных ею вооруженных сил (Народно-освободительная армия Китая - НОАК) неплохо усвоили уроки своего мудрого соотечественника. Во время гражданской войны они успешно вели психологические операции, хорошо зная своих противников, их сильные и слабые стороны, используя имеющиеся возможности для контроля за потоками информации. КПК и НОАК, в частности, пытались убедить сражавшихся против них гоминьдановцев, что их враги глупы, трусливы, слабы и будут отступать при первом же натиске. Кроме того, особый упор делался на сложном сочетании пропаганды и слухов, чтобы побудить лидеров националистов раздробить армию и направлять ее соединения отнюдь не туда, куда следовало бы.
После образования КНР (1949 г.) во всех конфликтах, в которых участвовала НОАК, психологические операции были обязательной составной частью ее стратегии. Так, во время Корейской войны (1950-1953 гг.) политические органы НОАК постоянно стремились с помощью агитационно-пропагандистских материалов представить ее как агрессию американского империализма, дискредитировать военно-политическое руководство США и Южной Кореи, восхвалять боевую мощь и военные успехи северокорейских и китайских войск, демонстрировать случаи расовой дискриминации в армии США.
Особое внимание китайские подразделения спецпропаганды уделяли призывам сдаваться в плен. Приводимые в издаваемых ими листовках аргументы были призваны рассеять страх солдат противника перед неизвестностью того, что их ждет "на той стороне", подводили к мысли о том, что целесообразно перебежать к неприятелю во имя конечной цели - вернуться домой живым. Причем многие материалы копировали композиционные и стилистические особенности американских газет, нередко сообщения подтверждались ссылками на названия печатных СМИ США с указанием даты их выпуска. Листовки, так сказать, "сентиментального характера" были призваны возбуждать тоску по дому, беспокойство за собственную жизнь. Среди них выделялась серия рождественских листовок-поздравлений, выполненных в стиле традиционных американских открыток с написанным на обороте пожеланием счастья в Новом году.
Китай также продемонстрировал, что он способен успешно вести "черную пропаганду". Ярким примером этого является поднятая во время Корейской войны шумиха о применении США биологического оружия, дабы вызвать по отношению к КНР и КНДР симпатии международной общественности.
Вместе с тем относительная изолированность Китая от Запада вплоть до начала 70-х годов оставляла мало места для использования дезинформации в повседневных межгосударственных отношениях. В ходе психологической войны против Москвы и Вашингтона в 60-70-е гг. восхвалялась главным образом стратегия сдерживания, чтобы изменить поведение своих оппонентов на долгосрочную перспективу. Пропаганда этого периода была одним из основных элементов национальной стратегии, результатом которой стало принятие в 1972 г. КНР в ООН и установление дипломатических отношений между Пекином и Вашингтоном.

Война до войны

На основании общедоступных сведений можно утверждать, что ныне в Китае под информационными операциями понимается совокупность мер по воздействию на информацию и информационные системы противника и одновременной защите собственной информации. Особый упор делается на подрыв экономики недругов, их систем военных коммуникаций, связи и управления войсками.
Анализ военной доктрины КНР и ее современных положений позволяет определить ряд задач, которые должны решать политические органы НОАК в современной войне. На начальном этапе пропаганда будет направлена на ослабление морального духа и дискредитацию временных успехов противника. После отражения стратегического наступления неприятеля необходимо, используя успехи оборонительных сражений, всемерно деморализовать врага, посеять в нем сомнения в возможности достижения поставленных в войне целей, склонить определенную часть его солдат и офицеров к переходу на свою сторону. Когда затем развернется стратегическое контрнаступление, последуют призывы к массовой сдаче в плен военнослужащих противника, особенно находящихся в окружении. При перенесении боевых действий на чужую территорию в число задач политорганов будет входить также и морально-психологическая обработка населения оккупированных НОАК районов.
Китайские военные аналитики считают, что сегодня неспособность противостоять иностранному информационно-психологическому вторжению более опасна, чем отсталость в других областях. Развитие технологий в наши дни, по их мнению, дало возможность активно воздействовать на всех людей - от обычных граждан до глав государств. Имитация речей, произнесенных якобы лидерами стран, фальсификация фото- и киноматериалов с последующей демонстрацией неподготовленной аудитории - все это способно серьезно повлиять на население и военнослужащих противоборствующей стороны. Можно смело утверждать, что тактика и стратегия ведения психологической войны активно разрабатывается ведущими военными теоретиками НОАК.
Некоторые работы по данной тематике дают основания говорить об имеющейся в них своего рода "китайской специфики". Во-первых, обращает на себя внимание широкое использование исторического материала и основополагающих принципов китайского военного искусства, имеющего тысячелетние традиции. Во-вторых, делается упор на проведение психологических операций в мирных условиях, они рассматриваются как подготовительный этап полномасштабной информационной войны в условиях открытого вооруженного противоборства. Интенсификация разработок по организации и ведению подобных операций дает все основания полагать, что вскоре они получат в КНР самое широкое распространение.

 
  Назад На начало страницы На главную страницу