Назад На главную страницу

 

Уйгурская карта в российско-китайских отношениях


В настоящее время, китайско-российские отношения достигли, наконец, той точки, когда можно говорить об их новой ступени, о переходе в новую фазу.
Прошедший недавно, 15-17 июля сего года,- официальный визит Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя в Москву завершился подписанием руководителями обеих стран "Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией". В Китае этот договор высоко оценен как гарант вечной дружбы и добрососедства народов двух государств, партнерства и безопасности между двумя странами. Между тем, вопросы о значении и основах российско-китайских отношений, о роле и месте уйгурского народа в свете положений подписанных соглашений, история уйгурской проблемы в свете отношений Китая и царской России, сначала, а затем Советского Союза с Китаем, интерпретация сегодняшней России по отношении к уйгурской проблеме - ждут своего вдумчивого осмысления и ответов.
В июне на заседании Шанхайской организации сотрудничества было объявлено об официальном визите Цзян Цзэминя в Москву. Тогда Владимир Путин и Цзян Цзэминь провели отдельную встречу и обсудили китайско-российские отношения, в результате был создан новых механизм Шанхайской Организации Сотрудничества, в его рамках была подписана декларация о совместном противостоянии терроризму, религиозному экстремизму и национальному сепаратизму. Подписанное в то же время соглашение Шанхайской пятерки практически означало новую форму китайско-российских отношений. Это соглашение не только упрочило стратегическое сотрудничество двух государств, но и сыграло определенную роль в удовлетворении потребности в международной политике обеих стран. В частности, это соглашение отвечало задачам большой политики Китая противостоять американской противоракетной системе защиты и явилось существенным вкладом в дипломатическую игру Китая против Америки.
Приоритеты российской политики в Центральной Азии, тот факт, что Россия вынуждена решать свою "чеченскую" проблему, совпадают с интересом Китая сохранить свое господство в СУАР. Эта аналогичность интересов помогла Китаю объявить уйгурских борцов за независимость своей республики террористами, исламскими экстремистами и, тем самым, добиться согласия России на подавление уйгурского движения за независимость.
По мнению специалистов, в процессе исторического развития китайско-российских отношений всегда разыгрывалась уйгурская карта, причем нередко эта карта была козырной, - идет ли речь о Российской Империи или бывшем Советском Союзе, или современной России.
Впервые Россия разыгрывали уйгурскую карту в момент, когда в 1871 году она захватила Илийский Таранчинский Султанат (1863-1871) и возвратила его в 1881 годы в соответствии с "Китайско-Российским соглашением по Или" Китаю, вернее так называемой в то время Цинской империи.
В то время Правительство Царской России захватило и уничтожило Тарачинский Султанат, возникший в результате победы уйгурской национально-освободительной революции. Затем, договорившись с Китаем под предлогом решения уйгурской проблемы, Россия вынудила Китай выплатить ей большую компенсацию. После, восстановив свои привилегии в Китае, Россия возвратила Или Китаю.
В то время около 50 000 уйгуров, доверившись России, с одной стороны, и, с другой, боясь преследований Цинского правительства переселились в Семиречье и вынужденно приняли российское гражданство.
Другая причина захвата русскими Или явилось то, что южная часть Восточного Туркестана была включена в карту государства Ятта Шахар, возглавляемого Якупбеком. Уйгурские борцы за независимость из государственного образования Ятта Шахар изгнали администрацию Цинского Китая до самого Манаса и дошли до граница Или-Тарчинского султаната. Одновременно шли переговоры между Якупбеком и ханом Или-Тарчинского султаната об объединении Или с Ятта Шахар. Решение России направить войска и захватить Или было продиктовано опасениеями России, что объединение севера и юга Восточного Туркестана может создать мощное государственное образование на границах Российской империи.
Россия предпринимала дипломатические шаги для установления контактов с государством Ятта Шахар (1865 - 1878), куда были направлены посланники, одновременно Россия вела переговоры с Китаем, поддержав Цзо Цзунтана Цинской Империи. Когда Цзо Цзунтан начал боевые действия против Ятта Шахар, правительство Англии предложило России совместно признать независимое государство Ятта Шахар. Однако Российское правительство не только не присоединилось к предложению Англии, но и начало снабжать войска Цина продовольствием. Позже, как бы в награду за это, Россия с Китаем подписали Кашгарское пограничное соглашение, в котором Россия оговорила себе многие выгодные условия.
Таким образом, Россия явилась причиной поражения уйгурского государства, возникшего в результате победы крупных восстаний уйгуров в 19 веке, в результате чего Китай вновь восстановил свое господство над территорией Восточного Туркестана.
Помощь России в подавлении национально-освободительного движения уйгуров была особенно активной в первой половине двадцатого столетия. В двадцатых годах Россия не отвергла, а поддержала требование представителей уйгурского национально-освободительного движения и коммунистов-революционеров начать революцию в Синьцзяне и свергнуть китайское господство. Когда было создано уйгурское национальное государство Россия подписала договор с Йан Цзенсином и признала его правительство. А в 30-х годах Советской Россией был подписан договор с Шэн Шицаем, правительству Шэн Шицая была оказана помощь в уничтожении Восточно-Туркестанской Исламской Республики, привела к массовому уничтожению уйгуров, уйгурское национально-освободительное движение потерпело поражение из-за этой помощи. Это китайско-советское соглашение еще раз было претворено в жизнь в сороковые годы, когда национально-освободительное движение было подавлено, а уйгурское национальное государство было уничтожено.
Советский Союз поддержал национально-освободительное движение уйгуров в 1944 году и даже оказал ему помощь. Однако делалось это с целью обеспечения политики СССР в Китае. В августе 1945 года советское правительство, воспользовавшись революцией в Восточном Туркестане, подписало договор о советско-китайской дружбе, в результате чего Китай получил возможность провести переговоры с правительством Восточной Туркестанской Республики.
Сталин настаивал на том, чтобы уйгуры пошли на переговоры с Китайским Правительством и, в конечном счете, он способствовал созданию коалиционного правительства Синьцзяна. Хотя уйгурский народ до конца шел по пути освобождения, не допустив на территорию Восточного Туркестана гоминдановских военных соединений, он все же не смог избавиться от положения игрушки в руках Советского Союза.
Судя по сведениям русского историка Андрея Антонова и других, к 1949 году Сталин, для осуществления своих политических интересов, принял решение передать Восточно-Туркестанское государство, созданное по монгольскому типу, коммунистическому Китаю, а таких руководителей Восточно-Туркестанского государства, как Ахматжан Касыми, попытался заставить воссоединиться с Китаем. Когда они не согласились с его требованием, он просто их убил.
Благодаря уступкам Советского Союза, Китай добился возможности ввести свои войска в Восточный Туркестан, в результате чего самостоятельное правительство Восточного Туркестана пало после пятилетнего существования. После этого началась история дипломатических отношений двух государств под руководством коммунистических партий, но уйгурская проблема не потеряла своего значения. В конечном счете, в феврале 1950 года, Мао Цзэдун и Сталин подписали договор о китайско-советской дружбе и сотрудничестве, который считали первым подобным соглашением между двумя коммунистическими государствами. Соглашение восхвалялось как гарант вечной дружбы и братства народов двух стран. И тогда же уйгурская карта была разыграна в очередной раз: Мао привез Сайпидина Азизи как представителя уйгурского народа в Москву и заставил его подписать документы, относящиеся к уйгурскому региону, включенные в дополнительную часть китайско-советского соглашения о дружбе. В итоге Сталин получил право разрабатывать рудники и богатства на территории уйгурского района, а также пользоваться северо-востоком Китая. После подписания данного соглашения Сталин отдал Мао Цзэдуну тела руководителей Восточно-Туркестанской революции Ахматджана Касими и других. Сайпидин Азизи по приказу Мао Цзэдуна отбыл из Москвы в Алмату, где он получил уже приготовленные тела Ахматджана Касими и других и увез в Кульджу, где их и похоронили.
Тем временем в Синьцзяне ничего не было известно о судьбе уйгурских руководителей. Ахматджан и другие уехали из Кульджи и в течение шести месяцев не возвращались. Китайская освободительная армия оккупировала весь Синьцзян. Теперь же весь уйгурский народ проливал слезы, увидев тела внезапно исчезнувших своих руководителей, которых теперь нельзя было опознать.
В 1959 году произошел кризис в китайско-советских отношениях, в 1969 году пограничные части обеих стран вступили в вооруженный конфликт на Даманском и Тарбагатае, миллионные воинские соединения обоих государств были приведены в боевую готовность. Оба брата выкинули свои обещания вечно жить в дружбе и добрососедстве и дошли до состояния кровопролития. В это время Советское государство в очередной раз разыграла уйгурскую карту и решило воспользоваться стремлением уйгуров к свободе. Советский Союз готовил тайные вооруженные группировки в Казахстане и вместе с тем занимался пропагандистской деятельностью, что послужило причиной того, что многие уйгуры в СУАРе были убиты и арестованы китайскими властями. Чистосердечное устремление уйгуров к свободе они использовали в своих политических интересах. С одной стороны, Советский Союз разыграв уйгурскую карту , угрожал Китаю, а с другой - искал пути примирения с Китаем.
Период застоя в Советском Союзе характеризовался застоем и в советско-китайских отношениях. Лишь при Горбачеве произошли некоторые подвижки и возобновились двусторонние переговоры.
В 1990 году группа китайских представителей во главе с Ли Пэном нанесла официальный визит в Москву. Считается, что китайцы это был первый столь высокий визит в течение предыдущих тридцати лет. В этой поездке были и представители СУАР во главе с заместителем СУАР Томуром Давамотом в качестве одного из руководителей делегации. До этого только Сайпидин Азизи участвовал в китайско-советских переговорах. Визит Ли Пэна стал официальным признанием нормализации отношений между двумя странами.
Распад Советского Союза и декларации независимости бывших советских республик Центральной Азии стало неожиданным явлением для Китая. Поначалу под вопросом оказались перспективы дальнейших двусторонних отношений, поскольку утрата самого большого коммунистического лагеря влияла на существование коммунистического режима в Китае. Китайцев беспокоило то, что образование самостоятельных тюркоязычных государств в Центральной Азии могло бы послужить причиной вспышки националистического движения уйгуров и началу второй ступени уйгурской борьбы за независимость в СУАР, причем такое движение получило бы международной окраску.
Китайцы полагали, что Россия, в отличие от Советского Союза, который контролировал уйгурское движение за независимость и не давал ему подняться до международного уровня, теперь уже не будет вмешиваться в уйгурскую проблему. Между тем, в центральноазиатских республиках пропагандистская деятельность уйгурской освободительного движения достигла своей кульминации. С Россией отношения были неопределенны. Некоторые исследователи считают, что Назарбаев и другие руководители центрально-азиатских республик сами, без России, разыграли уйгурскую карту, и благодаря оживлению уйгурского движения заставили Китай разговаривать с ними на равных. Только после этого Россия вновь осознала важность этой проблемы. Но официальная точка зрения России на проблему тогда так и не была высказана.
После некоторой паузы в 1994 году Китай и Россия поняли важности стратегического сотрудничества и пришли к выводу о необходимости расширения области прежнего культурного и экономического развития до уровня культурного и экономического сотрудничества. Визит группы китайских представителей во главе с Ли Пэном в 1994 году в республики Центральной Азии стал очень важным моментом. Тогда в результате переговоров Ли Пэна с Назарбаевым и другими руководителями центрально-азиатских республик впервые был принят лозунг об ограничении национально-освободительного движения уйгурского народа. В этой поездке участвовал Исмаил Амат, который как высокопоставленный государственный деятель отвечал на вопросы корреспондентов об уйгурах.
В 1996 году по инициативе Китая и согласия России появилось соглашение Шанхайской пятерки, в котором открыто был поставлен на обсуждение уйгурский вопрос, по которому была закреплена общая позиция участников. На совещании Шанхайской пятерки в Душанбе в 2000 году было принято решение о создании Центра борьбы против терроризма. Вся пресса России и республик Центральной Азии была полна пропагандой о том, что уйгурское национально-освободительное движение нужно приравнять терроризму и исламскому радикализму. Российское правительство вернуло Китаю двух уйгуров, якобы террористов, участвовавших в чеченских событиях.
Российский политолог Александр Собянин в своих статьях говорит, что "уйгурский сепаратизм становится общей проблемой России и Китая", его наблюдения подтверждаются действиями российского правительства, которые показывают, что Россия ради безопасности своей границы на юге будет, как то было и в предыдущем столетии, союзником Китая в уйгурском вопросе.
В целом, формулировки принятые по уйгурскому вопросу Россией и центрально-азиатскими республиками удовлетворили китайскую сторону После этого китайские руководители перестали допускать уйгурских представителей в свою дипломатический обмен высокого ранга с Россией и центрально-азиатскими республиками.
Есть, однако, и такая точка зрения, что позиция России и центрально-азиатских республик не имела для Китая существенного значения, поскольку Китай полностью контролирует ситуацию в СУАР. Договоры подписывались и переговоры велись для того, чтобы гарантировать, что Россия, как наследница Советского Союза, не стала опять пользоваться национально-освободительным движением уйгуров для создания напряженности в регионе и давления на Китай. Но разумно мыслящие люди полагают, что в настоящее время уйгурская проблема приобрела новое звучание, она получила признание западных держав во главе с США.
Китай хорошо осознает сложившуюся ситуацию и, пользуясь тем, что уйгуры исповедуют ислам, ставит их рядом с исламским радикализмом, пытаясь разорвать связи уйгуров с западным миром. В этом отношении Китай и Россия идут по одному пути. По мнению американского политика Марка Бжезинского, Россия, чтобы восстановить свой контроль в Центральной Азии, ссылается на исламский радикализм и терроризм. Китай и Россия, с этой точки зрения, поддерживают друг друга, приспосабливаются друг к другу. И всеми силами стараются связать национально-освободительную борьбу уйгуров с Афганистаном и Осама бен Ладеном. И проводят пропаганду, чтобы пресечь сочувствие Америки и западных держав к уйгурам. Однако западный мир в этом вопросе имеет свои определенные четкие соображения, там понимают, что уйгурское движение является стремлением защитить человеческие права и что это демократическое движение.
По мнению многих аналитиков российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве есть выражение политического интереса Китая против США. Это такое же соглашение, как и советско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный в 1950 году Сталиным и Мао Цзэ Дуном, как союз стран социалистического лагеря против США.
Исходя из взглядов вице-президента института государственной безопасности и исследованию стратегических проблем России Владимира Кумачева, соглашение о дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией весьма бесполезно для России. Через это соглашение Китай использует Россию в своей политической деятельности против США. И тем самым, испортив отношения между Россией и западными державами и США, ставит Россию в неловкое положение. Значит, если рассматривать эту точку зрения, то независимо от того, какой Союз создадут Китай и Россия или же какое сотрудничество установят они между собой, Китай не может исключить уйгурский вопрос. Чем больше они будут обострять отношения с западными державами и США, тем больше уйгурский вопрос приобретет острый характер. Чем больше будет углубляться растаптывание человеческих прав и свободы религии уйгуров, тем сильнее демократический мир Запада, конкретнее, весь гуманный мир будет проявлять сочувствие к уйгурам и будут призывать Китай справедливо решить уйгурский вопрос.
Набиджан Турсун
США Вашингтон

 
  Назад На начало страницы На главную страницу