Назад На главную страницу

 

Акежан Кажегельдин: Демократия - ключевой элемент стабильности в Средней Азии

Акежан Кажегельдин в 1994 - 1997 годах являлся премьер-министром Казахстана.

Новое название войны Америки против терроризма, "Операция Безграничная Свобода", ставит задачу, которая даже выходит за пределы трудной и опасной миссии Соединенных Штатов и их союзников. Многим из нас, испытавшим на себе, что же означает отсутствие свободы, интересно, действительно ли Америка понимает это.

Казахстан, премьер-министром которого я когда-то являлся и из которого сейчас вынужден уехать, является страной, которая, как и ее соседи, внезапно приобрела новую стратегическую важность для Запада. Три из среднеазиатских стран - Туркменистан, Узбекистан, и Таджикистан - имеют общие границы с Афганистаном. Узбеки и таджики ведут свои собственные гражданские войны с воинствующими исламистами, поддерживаемыми движением "Талибан", и, судя по всему, сыграют важную роль в предоставлении Соединенным Штатам возможности действовать со своих территорий против Афганистана, в котором скрывается Усама бен Ладен (Osama bin Laden) и те, кто несет ответственность за террористические акты. У Казахстана нет общих границ с Афганистаном. Однако он глубоко вовлечен в происходящие события как одно из главных государств Средней Азии.

Несмотря на их полезность и приобретенное недавно военное значение для Соединенных Штатов, ни одно из среднеазиатских государств не может, при всей силе воображения, быть названо свободной страной или страной с действующей демократией. Казахстан не является исключением, о чем я знаю по своему собственному опыту. Однако нет необходимости обращаться к моему опыту. Доклад Государственного департамента США о правах человека, изданный в феврале этого года, сказал достаточно.

Президент Назарбаев, бывший коммунистический лидер, управляющий ныне страной, установил то, что по всем показателям и причинам может быть названо авторитарным режимом. Один из референдумов, проведенный в 1995 году, дал Назарбаеву полномочия управлять законодательной и судебной ветвями власти. Другой, проведенный в том же году, продлил срок пребывания в должности. В 1999 году он был выбран на еще один семилетний срок.

Такие вещи волнуют меня как казаха. Они волнуют также и других демократов в других авторитарных государствах Средней Азии, которые имеют такой же печальный опыт, как и я. Но - если спросить прямо - должны ли они волновать кого-либо еще? Конечно, если Америка и ее друзья искренни в своей приверженности свободе за пределами их границ, то ответ будет "да". Однако практически нереально, особенно сейчас, во время, когда расчетливый стратегический анализ пребывает в большом почете, не понять, что глобальный идеализм сам по себе вряд ли является доминирующим фактором в расчетах Запада. Более того, в краткосрочной перспективе сотрудничество с авторитарными властями, которые не обращают внимания на мнение меньшинств своего народа, да и на мнение большинства тоже, может показаться более легким.

А в долгосрочной перспективе, поддержка авторитарных режимов или сотрудничество с ними является путем, который приведет не к стабильности, а к перевороту. В Средней Азии, как и везде, порядок должен зависеть от плюрализма мнений, от развития гражданского общества, от уничтожения коррупции, и от создания законности, обеспечиваемой честными, независимыми судьями. Ни один из этих прорывов никогда не произойдет, пока международное сообщество не настоит на замене почти диктаторских режимов полной демократией.

По этому поводу есть очень практичное рассуждение. Только действующие демократии смогут выдержать атаки, которые поведут против них экстремисты. Это не только исламисты, которые противостоят режимам в этих странах. Это и люди из каждого класса, любого происхождения. Им не нравится не светская природа государства, а тот факт, что весь государственный аппарат используется в интересах того, кто его контролирует, а не народа в целом. На такие системы нельзя полагаться как на последнюю надежду, даже выполняя задачи международного сообщества - так как для лиц, находящихся у власти, прибыль всегда стоит на первом месте по сравнению с международными соглашениями.

И хотя наивысшее значение вследствие своей роли как стартовых площадок для нанесения ударов против движения "Талибан" приобрели Узбекистан и Таджикистан, Средняя Азия в целом, и в том числе Казахстан как крупнейший игрок, будут иметь непреходящее значение еще долгое время после того, как бен Ладен встретится со своими создателями. Есть две важных причины, по которым расширение круга интересов и содействие установлению здоровых государств в регионе лежит главным образом в интересах Америки и Запада.

Во-первых, Средняя Азия является и будет являться зоной, в которой и Соединенные Штаты и Россия имеют большие интересы и в которой эти интересы лучше всего преследовать в гармонии. Казахстану и его соседям нужны как политические связи с Россией, так и экономические связи с Америкой, а также связи в сфере безопасности с обеими этими державами.

Во-вторых, регион, и снова в первую очередь Казахстан, имеет огромные потенциальные богатства в виде запасов нефти. Каспий является местом нахождения третьего крупнейшего месторождения нефти за пределами России и Ближнего Востока. Из пяти государств, выходящих на Каспийское море, Казахстан располагает крупнейшими запасами. Новый трубопровод перекачивает нефть из богатого Тенгизского месторождения в российский порт Новороссийск. В начале года было обнаружено еще одно богатое месторождение в Кашагане, даже более богатое, чем Тенгизское. Эти события не остались, конечно, незамеченными другими державами, в первую очередь Россией и Соединенными Штатами, которые борются за завоевание лучших позиций. Однако существует риск того, что этот огромный потенциал улучшения жизни живущих в регионе людей и укрепления стабильности может возыметь обратный эффект, если не будут осуществлены политические реформы. Полученные деньги могут послужить только дальнейшей криминализации государственных структур, а это может привести к непредсказуемым последствиям для страны и для региона.

Не стоит и говорить, что на каждом континенте сочетание открытой демократии, честных законов и действительно свободного предпринимательства имеет положительные результаты. Средняя Азия также заслуживает подобного шанса.

 

 

 

 
  Назад На начало страницы На главную страницу