АНАЛИТИКА

  Александр Князев


Внешняя политика прошедшей недели

Внешняя политика прошедшей недели > Главными событиями прошлой недели стали те, которые плавно перетекли в нее из предыдущей. Это визит в Штаты российского премьера, участие российских делегаций в давосском форуме, который впервые проходил не в Швейцарии, а в Нью-Йорке (в знак солидарности с ньюйоркчанами, подвергшимися атаке террористов), и в 38-й международной конференции по вопросам безопасности в Мюнхене (с натовским продолжением в Риме), которую называют "Давосом по безопасности". За компанию в бразильском городе Порто-Аллегре состоялся анти-Давос - форум антиглобалистов, но это отдельная тема.
В связи с экономическим десантом россиян в Нью-Йорке и Вашингтоне стоит вспомнить о том, что многие современные исследователи (Э.Люттвак, К.Жак, П.Савона) давно пришли к выводу о переходе международных отношений с геополитической на геоэкономическую парадигму, в ходе которогоконфликтная логика перемещается в сферу бизнеса и коммерции. Ведущие мировые державы стремятся установить контроль над потоками информации (в том числе знаний, технологий), товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. И надо признать, что в такого рода геоэкономических раскладах Россия занимает совершенно иное место, чем в раскладах геополитических. В сфере экономики Россия занимает положение, в лучшем случае, "потенциально мировой", а реально - "догоняющей" державы, которая, к тому же, находится в окружении трех геоэкономических лидеров - Евросоюза на западе, АТР на востоке и юго-востоке и НАФТА (США, Канада, Мексика и Чили) на севере и северо-востоке.
Такое "срединное" положение между геоэкономическими лидерами, впрочем, дает России больше плюсов, чем минусов.Транспортные коридоры. Как минимум три проекта должны принести России прибыль не только в экономике, но и политике: продление Транссиба до южнокорейских портов; налаживание транспортного коридора "Север-Юг" (из стран региона Индийского океана через Иран, Каспийское море и его побережье в Россию, страны Европы и обратно); развитие ледокольного флота и задействование в полном объеме возможностей "северного морского пути".
Газо- и нефтепроводы. Хищные хоботки российских труб готовы опутать, кажется, не только все евразийское пространство, но тянутся уже к североамериканскому континенту. Судя по последним заявлениям Михаила Касьянова, сделанным им, в частности, на Давосском форуме в Нью-Йорке, Россия продолжает полезное дело нанизывания своей внешней политики на всякие трубы. Речь идет ни много ни мало о том, чтобы "подсадить на трубу" США и перехватить лидерство у Саудовской Аравии.
Для реализации этих плюсов необходимо конвертировать внешнеэкономические успехи России в экономические соглашения, конкретные проекты. Касьянов в Вашингтоне и Нью-Йорке Некоторые наблюдатели задавались вопросом - в честь чего это премьер Касьянов поехал в Штаты обсуждать вопросы международной безопасности? Мы ведь уже привыкли к тому, что бразды внешней политики России крепко держит в руках лично президент, а министры и видные политики занимаются лишь доведением до ума тех договоренностей, которые достигнуты Путиным. Здесь, собственно, и кроется ответ на недоумение наблюдателей. Касьянов как раз и должен был доработать те вопросы, которые были проговорены президентами России и США на их последних встречах, а посему темы обсуждения Касьянова с представителями американской администрации не сильно отличались от того, что обсуждали Путин и Буш в Вашингтоне-Кроуфорде. Можно сказать, что осенью Путин и Буш засеяли озимые, а Касьянов ездил готовить технику для сбора урожая, который намечается на время визита Буша в Москву. > Есть, правда, еще один подспудный момент в американском вояже премьера. Эта поездка стала для Касьянова своего рода гарантией сохранения премьерского портфеля. Действительно, Путин постоянно говорит своим западным и восточным коллегам о стабильности российской политики как о залоге нормального развития международных отношений, а потому чехарда премьеров никак не может входить в планы президента. Разве можно говорить о стабильности в политике и тем более в экономике, если с официальным визитом в Вашингтон каждый раз приезжает новый премьер-министр? Иностранные инвесторы предпочитают работать с теми людьми, с которыми они договаривались о совместных проектах, а то получается: договариваемся с одними, подписываем с другими, работаем над реализацией с третьими, а подтверждаем результат вообще с четвертыми. Капитал не любит суеты. > Сохранению стабильности в российских политике и экономике, кстати, должны содействовать и американские политики, прежде всего сам Джордж Буш. Содействовать, а не подрывать. Пока же, в своих агрессивных метаниях по всему миру в поисках "кого бы еще замочить", администрация Буша регулярно "подставляет" Путина перед лицом внутрироссийской оппозиции, которая как раз и может нарушить стабильность (на что, кстати, с завидной регулярностью указывают центральные американские газеты). > Вообще способность Буша ставить в тупик не только Москву, но и своих европейских союзников, доставляет просто-таки эстетическое удовольствие. Так сидишь и ждешь - что он отмочит сегодня? А в России противоречивые слова и деяния Вашингтона облегчают жизнь "западникам" и "почвенникам", зато создают большие проблемы для "трезвенников" (= прагматиков). Действительно, "западникам" легко, так как для них Америка сначала права, а потом уже "почему?" и совсем уже потом - что делать России с этой "правотой". "Почвенникам" тоже не трудно, так как для них, наоборот, Америка по определению не права и, стало быть, надо с ней бороться, бороться и еще раз бороться. А что же "трезвенники"? Их орудия - переговоры и внушения, а также гибкость и аккуратность в общении со столь нервным партнером, как Штаты. > Однако главным событием во время визита Касьянова были его переговоры по вопросам экономического сотрудничества. Об этом много писали, поэтому достаточно перечислить те области, в которых достигнуты некоторые успехи: > В ближайшие 3-4 месяца Россия будет выведена из-под действия дискриминационной "поправки Джексона-Вэника"; > В течение того же срока будет принято решение о предоставлении российской экономике статуса рыночной; > Компания "Эксон мобил" объявила о начале инвестиций в проект "Сахалин-1" (12 млрд); > Компания "Роял Датч Шелл" объявила о переходе к основной фазе реализации проекта "Сахалин-2" (10 млрд); > Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) одобрил концепцию реформирования Внешторгбанка, а один из крупнейших американских банков - Стибэнк - проявил интерес к приватизации Внешторгбанка; > В мае руководители крупных американских пенсионных фондов приедут в Москву для "запуска процесса инвестирования сбережений граждан и обеспечения должного функционирования финансового рынка России"; > В области авиастроения американские инвесторы подтвердили серьезную заинтересованность в проекте создания правительственной лизинговой компании. > В целом Касьянов отметил, что многие инвестиционные проекты иностранных компаний, которые до последнего времени "оставались замороженными", вернулись в текущую повестку дня, так что можно ожидать значительного увеличения американских инвестиций в российскую экономику. То есть Касьянов собрал неплохой урожай в Штатах и значительно продвинул вперед процесс конвертации внешнеполитических успехов Москвы в экономическую плоскость. > Особенно впечатлили участников Давосского форума высказывания российского премьера по нефтяному вопросу. Сначала помощник президента Андрей Илларионов с некоторым даже удивлением сообщил журналистам, что Россия на сегодняшний день является вторым после Саудовской Аравии поставщиком нефти на мировые рынки, а если добавить к нефти газ, то вообще первым. Потом вступил Касьянов, который, во-первых, обрадовал западных бизнесменов сообщением о том, что Россия не будет соотносить свои планы в области нефтедобычи с ОПЕК. Более того, во второй половине с.г., когда ожидается подъем в мировой и, в частности, американской экономике, Россия готова значительно увеличить объемы добычи нефти. > Вообще сложилось такое впечатление, что Россия желает не только выйти в лидеры на мировом нефтяном рынке, но и заменить Саудовскую Аравию в качестве основного поставщика нефти на американский рынок. И здесь уже начинается политика, так как представители России как на главное преимущество указывают на то, что обстановка в зоне Персидского залива остается напряженной, а в ближайшем будущем, если Вашингтон усилит давление на "осевые" Ирак и Иран, может быть вовсе дестабилизирована. Так что лучше расчитывать на поставки нефти из мирной и стабильной России, чем из взрывоопасного региона Персидского залива. > Сергей Иванов в Мюнхене и Риме > Можно сказать, что 38-я Мюнхенская конференция по безопасности, которую часто называют "мюнхенским Давосом по безопасности", прошла под знаком обращения к нации Джорджа Буша-младшего. Это были первые попытки осмыслить новую стратегию США на мировой арене, которые, впрочем, начались еще на Давосском форуме в Нью-Йорке, где о безопасности говорили и Колин Пауэлл, и Джордж Робертсон, и Хавьер Солана. > В том, что касается международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом, ничего особо нового сказано не было. Все выступавшие говорили о необходимости "дружить против". Разногласия, впрочем, тоже были обозначены. Главное из них заключается в требовании со стороны России и других европейских государств проводить любые, в том числе и силовые действия против террористов на основании норм и принципов международного права и под эгидой ООН. На мюнхенской конференции замминистра обороны США Пол Вулфовиц, отвечая министру обороны Германии Рудольфу Шарпингу, еще раз обозначил позицию Вашингтона по этому вопросу: "Нападение было совершено против нас. Это - самооборона, и в резолюциях ООН необходимости нет". Если даже допустить, что в данном конкретном случае США правы (впрочем, на конференции Сергей Иванов прямо высказался насчет того, что Россия считает "обоснованным и легитимным силовое уничтожение объектов инфраструктуры террористов на территории Афганистана"), то такой по! дход совершенно неправомерен в отношении "осевых" стран - Ирака, Ирана и КНДР. Нет абсолютно никаких данных о том, что с территории этих государств исходит террористическая угроза. Даже Палестина или Пакистан с точки зрения террористической угрозы представляются более очевидными клиентами. > Помимо требования доказательств опасности, исходящей от "осевых" стран, Россия и Европа (в частности, тот же Шарпинг на конференции) выдвигают для признания законности силового вмешательства во внутренние дела суверенных Ирака, Ирана и КНДР "фактор мультинациональности" при принятии и осуществлении решений. Пока же в отношении Ирака прямо поддержали Вашингтон только Лондон и Тель-Авив, а в отношении Ирана - вообще только Израиль. Что касается внесения в "черный список" Северной Кореи, то это заявление вообще вызвало легкий шок у мирового сообщества, особенно у тех стран, которые прилагают огромные усилия для мирного объединения двух Корей - России, Китая, Японии. > После мюнхенской конференции и римской встречи "Россия-НАТО" - по мере осмысления поведения Вашингтона - разногласия между США и Европой стали еще резче. Так, например, обозреватель "Нью-Йорк таймс" Томас Фриман пишет: "Читая европейскую прессу, очень утешительно видеть, как тепло встретили европейцы фразу президента Буша о том, что "ось зла" угрожает миру во всем мире. Есть только одна маленькая деталь. Президент Буш считает, что в ось зла входят Ирак, Иран и Северная Корея, а европейцы думают, что она состоит из Дональда Рамсфельда, Дика Чейни и Кондолизы Райс. Крис Паттен, внешнеполитический царь Евросоюза, заявил, что принадлежащая Бушу идея "оси зла" является "абсолютистской и упрощенческой", "непродуманной" и "бесполезной", а также отметил, что европейцы должны остановить Вашингтон, пока он не начал свой "унилатералистский марш". Это пишут газеты "Нью-Йорк таймс" и "Гардиан", а не "Правда" или, того круче, "Лимонка". Кроме того, появились первые видимые трещинки во взаимоотношениях США и НАТО. Так, Джордж Робертсон призвал Вашингтон оказать содействие европейским натовцам в модернизации вооруженных сил. Для этого следует, как минимум, отменить ненужные ограничения в передаче новых технологий. В противном случае, "пропасть между уровнем вооруженных сил США и европейских стран внутри НАТО станет непреодолимой". У европейских военных появляются вполне обоснованные подозрения, что Вашингтон вообще не хочет никакого равенства, даже в рамках евроатлантических структур безопасности. > В этой связи стоит вспомнить мнение члена российской делегации, председателя думского комитета по безопасности Андрея Николаева, который считает, что пришло время формировать принципиально новую систему европейской безопасности, главная роль в которой должна принадлежать ОБСЕ как выразительнице интересов всех европейских государств. Мы уже писали о том, какие усилия прилагает Россия к тому, чтобы возродить ОБСЕ и превратить ее из безликого "гуманитарного отстойника" в действенную силу, способную содействовать безопасности всей "Большой Европы". Андрей Николаев даже собирался выступить на мюнхенской конференции с инициативой создания в рамках ОБСЕ "структуры для разработки стратегии обеспечения европейской безопасности и оперативного руководства по решению возникающих конфликтов на основе баланса невоенных и военных средств". > Что касается новых отношений России и НАТО, то генсек Альянса Джордж Робертсон еще на Давосском форуме заявил, что все вопросы могут быть решены к майской министерской встрече НАТО в Рейкъявике, а официальная церемония оформления новых отношений "НАТО-РОССИЯ" в новом формате "двадцатки" может состояться уже в ноябре 2002 года во время запланированного саммита НАТО в Праге. Интересно будет понаблюдать за лицами российских делегатов на пражском саммите, когда сначала будут подписаны документы по "двадцатке", а потом в НАТО примут, например, страны Прибалтики. И надо будет подписывать новый документ "Двадцатка плюс три"?! > P.S. Сразу после визита Михаила Касьянова в США и после встреч Сергея Иванова в Мюнхене и Риме с представителями Пентагона Вашингтон выступил с двумя важными заявлениями. Сначала Колин Пауэл заявил, что США готовы юридически оформить с Россией сокращение ядерных арсеналов, а потом американцы официально подтвердили, что у них нет никаких планов по строительству в Средней Азии, традиционной зоне интересов России, постоянных военных баз. Что это? Результат указанных визитов? Если да, то только отчасти. Похоже, в Вашингтоне поняли, что перегнули палку в утверждении своей независимости от всего мирового сообщества. А сделанные России уступки - если их можно назвать уступками - это самый минимальный жест, который Вашингтон мог продемонстрировать своему новому партнеру. Гораздо важнее было бы, чтобы президент Буш привез весной в Москву отмененную поправку Джексона-Вэника и решение о признании рыночного статуса за российской экономикой.



Контент: -=МБ=-
Дизайн:wasp

Copyright © 2002
CTAJ OnLine