Назад На главную страницу
   

СТРАЖИ ИНДОСТАНА

Раджпуты: рыцари средневековой Индии. - СПб.: Евразия, 2000, 384 с., илл.

ДАЖЕ среди пестрого многообразия народов, населяющих Индию, общность раджпутов выглядит весьма своеобычно. Происхождение раджпутов не объясняется исследователями смешением в разных пропорциях пришлого индоарийского этноса с аборигенами субконтинента, что имеет место в отношении других индийских народов. Раджпуты считаются прямыми потомками иранских кочевых племен - эфталитов, саков, кушан, - которые в конце I в. до н.э. владели обширными территориями на северо-западе полуострова Индостан. Осев здесь, эти пришельцы переняли язык и религию местных народов, сохранив, однако, в значительной степени менталитет и обычаи воинственных кочевников. По своему характеру раджпуты заметно отличаются как от склонных к кроткой созерцательности жителей индийского юга, так и от хотя эмоциональных, но не агрессивных североиндийцев. Менее других народов страны они проявляют религиозное рвение, придавая высшую ценность воинской доблести и подвигам на поле брани. На протяжении всего своего существования эта общность составляла основу той военной силы, которая сначала защищала индуистское население от мусульман (и вообще от всех агрессоров с запада), затем оберегала "порядок" в Британской Индии, а теперь стоит на страже безопасности Индии независимой. Особое значение раджпуты придают почитанию солнца, в чем также проявляется их иранское происхождение. Каждая раджпутская нуклеарная семья проживает отдельно, в то время как в других регионах Индии обычно имеют место большие семьи - живущие под одной крышей десятки родственников. Индийцы традиционно не составляли исторических хроник, а раджпуты многие века фиксируют истории своих кул (кланов). И все это - лишь некоторые из нехарактерных для остальной Индии раджпутских обычаев.
Отдельные специфические особенности раджпутской этнокастовой общности определяют структуру книги Е.Н. Успенской, главы которой посвящены последовательно происхождению раджпутов, истории их княжеств, идеологии воина, военному искусству, семейному укладу, религии, изобразительному искусству и архитектуре. В сущности, это одна из первых книг в отечественной индологии, в которой по возможности полно исследуется своеобразная этническая общность раджпутов. На западе региональная индология существует уже давно, а у нас история Индии, как правило, рассматривается по старинке, в цельности. Настоящая работа в этом смысле может быть расценена как несомненно прогрессивная.
В предисловии автор книги вкратце рассказывает о человеке, занимающем, наверное, главное место в истории изучения раджпутов и Раджастхана, - английском полковнике Джеймсе Тоде, который в начале XIX века находился в Раджастхане в качестве представителя колониальной администрации. Прожив в Раджастхане много лет, он активно собирал всю доступную информацию, касающуюся истории и обычаев раджпутов. Источниками этой информации были беседы с учеными брахманами и джайнами Раджпутаны. Плодом исследований Тода стала фундаментальная книга "Анналы и древности Раджастхана", написанная им уже по возвращении на родину. На это ушло несколько лет, и книга получилась огромной по размеру и энциклопедичной по содержанию. Правда, другие историки обычно упрекали Тода в отсутствии профессионализма, что, в общем, справедливо. Исторические неточности обнаруживаются в книге повсеместно. Сам Тод был почему-то уверен в общности происхождения раджпутов и не упускал случая привести самые неожиданные доказательства в пользу этого. Лейтмотивом книги, что важно, стала идея о недопустимости высокомерного отношения европейцев к раджпутам, как и вообще к индийцам.
В целом работу Тода следует признать уникальным и незаменимым этнографическим исследованием. Появление объемной монографии о раджпутах на основе этой книги (а число сносок на Тода больше, чем на работы других авторов) и с привлечением современных исторических данных можно только приветствовать. Книга написана эмоционально и интересно. Хотелось бы, правда, чтобы издание подобного уровня было снабжено более качественными иллюстрациями.
В конце книги имеются библиография и пять(!) блоков указателей. Книгу можно рекомендовать самому широкому кругу читателей.

  Назад На начало страницы На главную страницу