Назад На главную страницу
Политика | Экономика | Беженцы, миграция, диаспоры | Спецслужбы и безопасность |
Терроризм, наркобизнес | Афганистан | Уйгурский вопрос | Русские | Документы

ХАМАС (Движение исламского сопротивления)

ХАМАС - Исламское движение сопротивления, также известное как "Харакат мухавама аль-исламия", "Студенты Айяш", "Студенты инженерного профиля", подразделения "Яхья Айяш", бригады "Изз аль-дин аль-хассим", силы "Изз аль-дин аль-хассим", батальоны "Изз аль-дин аль-хассим", бригад "Изз аль-дин аль хассам", силы "Изз аль-дин аль хассам", батальоны "Изз аль-дин аль хассам".
Образовалось в конце 1987 года, отпочковавшись от палестинской ветви "Ихвон аль-Муслимон". Различные элементы ХАМАС пользовались как политическими, так и военными средствами, включая терроризм, преследуя цель создать на месте Израиля исламское палестинское государство. Отсутствует жесткая структура, одни подразделения действуют подпольно, другие -- открыто, через мечети и учреждения социального обслуживания, вербуя новых членов, собирая средства, организуя акции и распространяя пропагандистские материалы. Основные силы ХАМАС сосредоточены в секторе Газа и нескольких районах на Западном берегу. Занималось также мирной политической деятельностью, в частности выдвигало и поддерживало кандидатов на выборах в Торговую палату Западного берега.
По данным американских источников, активисты ХАМАС, особенно входящие в бригады "Изз эль-дин аль-хассам", совершили множество нападений, включая крупномасштабные взрывы с самоубийствами, на израильские гражданские и военные цели, палестинцев, подозреваемых в коллаборационизме, и соперников из движения "Фатах".
Неизвестно количество членов организации, составляющих твердое ядро; имеются десятки тысяч сторонников и сочувствующих.
Располагаются, главным образом, на оккупированных территориях, в Израиле и в Иордании.
Получает финансирование от палестинских экспатриантов, Ирана и частных спонсоров из Саудовской Аравии и других арабских государств. Деятельность по сбору средств и пропаганде имеет место в Западной Европе и Северной Америке.
Лидер ХАМАС - шейх Ахмед Ясин родился в 1936 году в деревне Джура неподалеку от города Ашкелона. В 1947 году, когда начались столкновения между арабами и евреями, его семья переехала в Газу и поселилась в лагере беженцев Шати. В 50-х годах, подростком, Ахмед вступил в организацию "Ихван аль-Муслимон" ("Братья-мусульмане"), впоследствии запрещенную египетским президентом Гамалем Абдель Насером. Как раз в это время, играя как-то с товарищами на берегу моря, он сломал себе шею, неудачно сделав сальто, и остался калекой на всю жизнь. Через несколько лет Ахмед начал передвигаться на костылях. Но с середины 80-х годов он не встает с инвалидной коляски. Инвалидность, однако, не помешала будущему шейху получить образование в египетском исламском университете "Айн-Шамс", где ему была присвоена степень бакалавра по арабской литературе. Вернувшись в Газу, он стал учителем и одновременно представителем "Братьев-мусульман".
Отец одного из учеников Ясина, бравших у него частные уроки, был египетским наместником Газы. Он порекомендовал его на работу в начальную школу "Аль-Кармель". В рекомендательном письме наместник писал, что хотя Ясин и "не в состоянии быть учителем физкультуры, но преподавать другие дисциплины он сможет замечательно".
Потом он начал проповедовать в мечетях. Больше того, он продолжал сочетать преподавательскую и проповедническую деятельность и после 1967 года, когда в ходе "шестидневной войны" Израиль захватил Западный берег реки Иордан и сектор Газа.
В 1973 году Ясин создал "Исламский центр", затем - "Исламское объединение", поставившее под свой контроль большинство исламских учреждений в Газе. А в 1979 году, после того как в Иране произошла исламская революция, он основал "Аль-Джамаа аль-исламия" - первое в Газе "Исламское общество". Оно предлагало палестинцам услуги в религиозной, образовательной и развлекательной сферах. Клуб, где подростки занимались безобидными на первый взгляд футболом и настольным теннисом, был даже официально зарегистрирован израильскими властями.
Надо признать, что Израиль поощрял деятельность этого "Исламского общества", которое быстро распространило свое влияние по всей Газе. Оно стало религиозной альтернативой и потенциальным противником националистического лагеря Организации освобождения Палестины. Ясин, удостоившийся к тому времени почетного титула "шейха", давал арабским программам израильского телевидения многочисленные интервью, в которых критиковал лидера ООП Ясира Арафата.
Впрочем, период благоденствия оказался коротким. Постепенно от организации клубов по футболу и настольному теннису шейх перешел к политической деятельности. Однажды в 1982 году тысячи его сторонников вихрем пронеслись по Газе, круша "неисламские объекты" - магазины, торгующие спиртными напитками.
В 1984 году Ясин был приговорен израильским военным судом к 13 годам тюремного заключения за незаконное хранение оружия. Однако через год его освободили в рамках обмена 1100 палестинских заключенных на троих израильских солдат, захваченных в Ливане боевиками террористической организации.
Группировка Ясина не принимала участия в "интифаде" - восстании палестинцев, вспыхнувшем в Газе в 1987 году. Но народные волнения не утихали, и он основал ХАМАС - "Харака аль-Мукаума аль-исламия", что в переводе означает "Исламское движение сопротивления". Оно провозглашает: "Освобождение всей Палестины от моря и до Иордана - наша стратегическая цель, и нет цели более святой и важной. После освобождения от израильского господства Палестина станет центром арабского и мусульманского мира". ХАМАС призывает к физическому уничтожению евреев, преследует христиан, левых деятелей, отстаивающих светский путь развития; арабов, сотрудничающих с Израилем. Конечная цель ХАМАСа - уничтожение Израиля.
Деятельность ХАМАСа распространялась не только на сектор Газа, но и на Западный берег реки Иордан. Был создан особый отряд "Аз эд-дин эль-Касем", боевики которого убивали палестинцев, подозреваемых в сотрудничестве с оккупационными властями. Они же осуществляли нападения на израильских солдат. Израиль поначалу терпел ХАМАС по тем же причинам, по которым он приветствовал создание "Исламского общества". Но вооруженная деятельность этого движения не могла не вызвать тревоги. В 1989 году Ясин был снова арестован и приговорен к пожизненному заключению за организацию похищения и убийство двух израильских солдат.
За время заключения его популярность возросла неимоверно. Но пошатнувшееся здоровье шейха, которому делали одну операцию за другой, чрезвычайно беспокоило палестинцев. Каждый раз, когда вновь появлялись слухи о том, что он умер в израильской тюрьме, власти разрешали адвокату и родственникам Ясина посетить его. Кстати сказать, находясь в тюрьме, шейх продолжал играть важную роль в руководстве своей организации. Газета "Вести", ссылаясь на источники, близкие к израильским службам безопасности, сообщает, что Ясин поддерживал связь с оставшимися на свободе руководителями ХАМАСа на Западном берегу и в секторе Газа, а также с филиалами в Иране и Судане. Сообщения передавались через посетителей, а писать письма парализованному узнику помогали сочувствовавшие ему сокамерники. Доказательств прямых связей шейха с террористами-смертниками, убившими за последние годы десятки израильтян, нет, хотя он и оправдывал эти террористические акты, называя их "самообороной".
Израильтяне всерьез опасались, что шейх превратится в великомученика, если действительно умрет в заключении. Это могло вызвать новый взрыв недовольства на Западном берегу и в секторе Газа. Но в то же время освобождать его упорно отказывались. В конце концов Ясин вышел на свободу. Но не в результате каких-то решительных действий ХАМАСа, а, как было сказано выше, из-за провала израильской разведки. Лидер палестинской экстремистской организации ХАМАС шейх Ахмед Ясин так и закончил бы свои дни в израильской тюрьме (он имел пожизненный срок), если бы не провал операции "Моссада" в Иордании. В октябре 1997 года после девятилетнего заключения он был освобожден в обмен на двух израильских агентов этой секретной службы, захваченных в иорданской столице Аммане в результате неудачного покушения на руководителя политического крыла ХАМАС Халеда Машаля.
В начале марта 1998 года неистовый шейх отправился в длительное турне по арабским странам. В течение четырех месяцев он колесил по Саудовской Аравии, странам Персидского залива, Сирии, Судану и Ирану. За это время он собрал, по сведениям арабских источников, около 300 миллионов долларов. Деньги, естественно, пошли на укрепление общественных и политических позиций ХАМАСа на территориях, находящихся под юрисдикцией Палестинской автономии. В конце июня того же года Ясин вернулся в Газу. Его победное возвращение вынудило Арафата, который, по словам палестинских политологов, во многом проигрывает шейху в политическом плане, пересмотреть свою политику.
- Кого нельзя победить, с тем надо дружить, - утверждает один из лидеров ХАМАСа на Западном берегу. - Таковы теперь правила игры. Действительно, в тот год Арафат делал все, чтобы угодить Ясину. Он выдал ему дипломатический паспорт и предоставил автомобиль с особым номером красного цвета, которые даются лишь чиновникам из высшего палестинского руководства. Он выпустил из тюрем десятки активистов ХАМАСа, осужденных за участие в терактах. Больше того, палестинец №1 отложил формирование нового кабинета до возвращения шейха в надежде, что тот прикажет своим соратникам принять предложение сотрудничать с властью Палестинской автономии, вместо того чтобы пытаться ее свергнуть. Но Ясин отказался, заявив, что такой шаг "будет подразумевать принятие ХАМАСа Норвежских соглашений".
Столь жесткая позиция шейха объяснялась просто. Во время своей поездки он получил не только щедрую финансовую помощь, но и достиг весьма существенных политических и дипломатических успехов. Правительства многих стран больше не рассматривали его всего лишь как руководителя мелкой и никому не известной террористической группировки. Он завоевал репутацию государственного деятеля мирового масштаба. Именно поэтому у Арафата не было другого выхода, кроме как заигрывать с Ахмедом Ясином.
Ну а что сегодня?
Он с тем же упрямством твердит о необходимости продолжать джихад во имя освобождения всей Палестины и о создании исламского государства, где евреев будут рады видеть в качестве нацменьшинства. В интервью, которое Ясин недавно дал газете "Джерузалем рипорт", он напомнил:
- Ислам позволяет заключать с врагом временное перемирие на определенный период. Но ислам запрещает заключать с врагом соглашение о постоянном мире. Даже если мой собственный брат придет и выгонит меня из дома, я буду воевать с ним. Эта земля является святой для трех религий, и поэтому необходимо найти способ, позволяющий всем нам жить в мире, справедливости и равенстве.
Близкий к Ясину лидер ХАМАСа, профессор исламского университета в Газе Исмаил Абу-Шанаб утверждает, что появляющиеся иногда высказывания шейха о возможном "прекращении огня" не надо рассматривать как конкретные предложения.
- Я думаю, многие неверно истолковывают его слова, - поясняет Абу-Шанаб. - Он сказал мне, что говорил об исламской истории, а не выступал с новыми инициативами.
Тем не менее профессор считает, что военное крыло ХАМАСа подчинится призыву Ясина о прекращении терактов. Правда, шейх пока еще не выступил с подобным призывом, утверждая, что у него "нет на это права". В другом интервью Ясин отмечал, что его организация, также как и власти Палестинской автономии, не хочет повторения событий ноября 1994 года, когда палестинская полиция и боевики ХАМАС вступили в перестрелку возле мечети в Газе, что привело к гибели 14 хамасовцев. Шейх утверждал, что ХАМАС сделает все возможное, чтобы "не допустить создания в Палестине ситуации, подобной той, которая сохраняется в Алжире и Афганистане".
- Мы не будем воевать с силами Палестинской автономии, даже если нас объявят вне закона, - подчеркивает Ясин. - Мы также стремимся к достижению единства нации, как и все остальные палестинцы. Что касается терактов ХАМАСа, то это, по его мнению, реакция на нападения израильтян на палестинских граждан.
- Мы сражаемся с ними не потому, что они евреи, - говорит шейх, - а потому, что они захватили нашу родину, обрекли наш народ на изгнание и лишили нас права на независимость.
Нет никаких гарантий, что после возвращения Ясина в Газу теракты ХАМАСа не возобновятся. Палестинские эксперты утверждают, что ХАМАС мог временно прекратить теракты по двум причинам. Во-первых, чтобы не раздражать правительства тех стран, где гостил шейх Ясин, и не нанести тем самым ущерб его деятельности. Во-вторых, чтобы у израильтян, которые до сих пор контролируют все границы с Палестинской автономией, не было никаких оснований не давать ему въехать в Газу. Теперь, когда Ясин дома, многие полагают, что боевики отряда "Аз эд-дин эль-Касем" вновь займутся террористической деятельностью. Его возвращение на родину, как отмечала израильская газета "Вести", стало фактором большого общественно-политического значения, которое многие наблюдатели сравнивали с событиями 1979 года, когда аятолла Хомейни вернулся в Иран после долгого пребывания в эмиграции под Парижем. Скромный одноэтажный домик шейха Ясина в Сабре - одном из районов сектора Газа - моментально превратился в место паломничества десятков тысяч палестинцев. Среди посетителей был и председатель совета Палестинской автономии Ясир Арафат с супругой Сухой, которая, в свою очередь, пригласила жену Ясина, мать 11 детей.
У ХАМАСа есть и другой стимул вернуться к террору, и Арафату об этом отлично известно. Возобновление терактов в Израиле нанесет значительный ущерб авторитету руководителя Палестинской автономии. Не говоря уже о том, что мирный процесс будет надолго "заморожен". А то, что плохо для мирного процесса, хорошо для ХАМАСа - движения, вскормленного палестинским отчаянием. Впрочем, сегодня ХАМАС явно утратил свое влияние и не в состоянии его вернуть. Движение потеряло свою мощь из-за того, что не сумело ничего противопоставить набиравшему силу мирному процессу. Вот почему оттесненные на обочину политики лидеры ХАМАСа во главе с Ясином, которых поддерживают не более 30% палестинцев, решили развернуть деятельность на местах. Все внимание теперь направлено на шейха, чье личное влияние гораздо сильнее, чем влияние его организации.



  Назад На начало страницы На главную страницу