"Джихад" (Усилие) в Исламской терминологии означает стремление
изо всех своих сил к тому, что является для человека самой благородной
и возвышенной целью на земле. Для мусульманина же не может быть
ничего благороднее, чем заслужить Божью милость, полностью предавшись
Его воле. Для этого требуется долгая и упорная внутренняя борьба
человека против всех ложных божеств, которые могут претендовать
на его духовную лояльность, а также против всех тех прихотей и желаний,
которые могут соблазнить его уйти с истинного пути добра и благочестия.
(А. Надви. "Ислам и мир" стр.89).
Кроме внутренней борьбы, мусульманин обязан вести борьбу с социальными
пороками, например с ложью, обманом, развращённостью общества и
т.д. И наконец, одной из форм Джихада является война, в тех случаях,
когда избежать её не удаётся.
Итак, термин Джихад имеет множество значений. Это и борьба со своими
страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное
усердие в деле распространения религии Аллаха и наконец, ведение
войны с агрессорами во имя Бога.
Вся история человечества сопровождается войнами. Их вели и ведут
как дикие и нецивилизованные общества, так и общества с высоким
уровнем культуры. И во все времена у всех народов и религиозных
групп были свои правила ведения этих войн. Известно, что древние
народы не придавали значение моральной стороне этого вопроса и вели
войны без правил, уничтожая все на своём пути. Типичным примером
таких войн являются столкновения между израильтянами и ханааннеями,
описанные в Библии. Жестокость Божьего народа не имеет границ. Уничтожаются
грудные дети, женщины старики и даже домашний скот ханааннеев. Сам
Бог санкционирует в Библии эту резню (Иисус Навин 6:20; 1-я книга
Царств 27:8-9; Числа 31:15-17).
Кровавые войны описываются и в Ведах. В целом схема та же - арии
таким же путём уничтожали аборигенное население Индии. В последующие
века такие же войны вели и римляне, и персы, и конкистадоры в Америке
и т. д. За последние 100 лет в войнах, которые развязали т. н. "цивилизованные"
государства погибли десятки миллионов человек.
В связи с этим остро встаёт вопрос о моральном аспекте ведения войн.
С глубокой древности известно, что войны бывают "справедливые"
и "агрессивные". Принято считать "справедливой"
войну, ведущуюся против внешней агрессии. При этом вести только
"оборонительную" войну невозможно и наступательные действия
неизбежны. Пример: Великая Отечественная Война, в ходе которой,
отразив наступление врага, советская армия перешла в наступление.
Такие войны поощряются всеми здоровыми силами общества, включая
и религиозные институты. Так, буддийские монахи в Бирме стояли в
авангарде Сопротивления против колониальных властей, а православные
верующие воевали с оружием в руках против немецких оккупантов.
Однако ни одна мировоззренческая система в истории человечества
не выработала такого совершенного морального кодекса ведения войны
и правил поведения бойцов в период боевых действий, как это имеет
место в Исламе. Только в последнее время были приняты международные
конвенции по этой насущной проблеме, по сути своей, не отличающиеся
от норм Ислама.
Ниже приведены основные постулаты о ведении войн мусульманами, выведенные
из исламских первоисточников - Корана и Сунны:
1. Войны нужно вести с верой в Бога и во имя Него. Все другие мотивы
запрещаются.
Так почему вам на пути Господнем не сражаться
за слабых из мужчин, и женщин, и детей…
(Коран 4:75)
2. Воевать разрешается с агрессором. Согласно Исламскому праву,
при этом разрешаются контрнаступательные действия и ведение войн
на территории агрессора, вплодь до его полной капитуляции.
Тем, против кого ведут войну,
Дозволено (Богом) сражаться, -
Ведь им (несправедливо) причинили зло,
А потому, Аллах, поистине, могущ помочь им…
(Коран 22:39)
Сражайся за Господне дело
Лишь с тем, кто борется с тобой…
Коран (2:190)
3. При ведении боевых действий запрещается убивать мирное население.
А если средь язычников есть тот,
Кто у тебя убежище попросил,
То дай ему приют,
Чтобы он имел возможность (в нём)
Услышать Божье слово.
Потом сопроводи его в то место,
Что будет безопасным для него…
Коран (9:6)
Но, если, не сражаясь с вами,
Они отступят и предложат мир,
Господь не доставляет вам никоего пути
(Вести сраженье) против них!
Коран (4:90)
4. Необходимо гуманно относиться к военнопленным.
Когда же проведёте основное подавление,
(Берите в плен их и) удерживайте крепко.
За этим: или благость (им явить освобождая),
Или (за их свободу) выкуп (взять),
Пока война не сложит своё бремя…
Коран (47: 4)
5. Если противник предложит мир, то надо немедленно его принять
(Кроме случаев, особо оговоренных в исламском праве)
Но если же они будут склоняться к миру,
Склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха…
Коран (8:61)
6. Запрещается издеваться над телами павших врагов.
Бурайда (да будет доволен им Аллах) передал, что когда пророк Мухаммад
(мир ему и благословение Аллаха) назначал новых командиров военных
отрядов всегда призывал их к верности перед Богом и говорил следующие
слова: "Воюйте во имя Аллаха. Бейтесь против неверных, которые
не веруют в Бога. Но не будьте несправедливыми. Не издевайтесь над
трупами погибших врагов,не отрезайте их ушей и носов. Не убивайте
вышедших вам навстречу детей".
7. Если мусульманин, выполняя все эти Божьи повеления, погибнет
на войне, то Бог введет его в рай.
(А потому) пусть на пути Господнем
Сражаются лишь те,
Кто покупает (за мгновенье) ближней жизни
(Вечность) второго бытия.
И кто в сраженьях на пути Господнем
Будет убит иль победит,
Тому дадим Мы величайшую награду.
Коран (4:74)
|