Религии

Михаил Завалов
http://www.russ.ru/krug/kniga/20020218_zav.html


Римско-московские кубики

1.

"Россия по добродеятельному подвигу человеколюбия и терпимости веры оставила их у себя... но они начали сделанную им доверенность употреблять во зло: стали порученных им юношей и некоторых лиц из слабейшего женского пола отвлекать от нашего и прельщать в свое вероисповедание".

Россиянин начала XIX века

История католической церкви в России (http://fateyeff.narod.ru/history.html ) - тема больная, тема, стимулирующая мифотворчество и порождающая конспирологические измышления (чего стоят одни только "иезуиты" (http://www.religio.ru/news/1192_print.html ) - занявшие в русских сердцах свое надежное место где-то рядом с масонами (http://www.masonry.ru). Сегодня эта история перегружена злободневными ассоциациями - "агрессия" и "экспансия", "каноническая территория" и "традиционная" религия...

Автор монографии, Ольга Лиценбергер, обезоруживает своей простотой, даже - простодушием. Ее позиция открыто заявлена с самого начала, в первом же абзаце Введения: "Для России как многонациональной страны католицизм, наряду с православием, протестантизмом, исламом и буддизмом, являлся традиционной религией" (стр. 7). Автор нисколько не скрывает своего альянса с западным христианством; перед основным текстом помещено обращение к читателям Клеменса Пиккеля, католического епископа (на немецком и русском языках).

Весь материал подан хронологически, от Киевской Руси до наших дней, и чем ближе к нашему времени, тем изложение подробнее. И я начинаю читать предлагаемую версию истории католицизма в России в надежде встретить "нетрадиционную" точку зрения, увидеть какие-то интересные альтернативы привычному восприятию.

Так, читаю, что княгиня Ольга, возможно, - по крещению латинянка (еще не католичка - дело до разделения церквей). Что первый епископ, ступивший на территорию Руси, возможно, был латинским. Что в древнем Новгороде жители могли пользоваться услугами как православных, так и католических священников. Я допускаю, что так действительно могло быть, но - автор все время говорит весьма неуверенно, не пытается анализировать спорные вопросы и довольно мало ссылается на источники. Формулы типа "по одной из версий", "по некоторым сведениям", "по некоторым данным", "некоторые зарубежные историки высказывают точку зрения, что", конечно, мало способны удовлетворить жажду любопытствующего.

Идем далее. К своему удивлению обнаруживаю, что кое-каких "пикантных" моментов истории, которые мне интересны, в книге просто нет. Скажем, нет ничего про епископа Геннадия Новгородского, переводчика Библии, мечтающего о введении инквизиции, и про его тесное сотрудничество с доминиканцем Вениамином... Или это я проглядел?

А пытаясь это проверить, натыкаюсь на серьезный - непростительный для издания такого рода - дефект: отсутствие именного указателя!!! (Хотя там есть приложения, глоссарий, библиография - и даже список Пап с 32 г. н.э. - всего, оказывается, их было 265.)

У меня, читателя, перебирающего эти кубики фактов (поскольку автор просто разложил оные кубики в скучный длинный ряд - по оси времени), - у меня создается впечатление, что в период Киевской Руси, действительно, латиняне еще не вызывали у православных сильной аллергии. А вот москвизированное государство и "негативная православная идентификация" ("наша вера - НЕ-латинская") созидаются параллельно...

Берем еще кубик: Петр I. С него начинаются русские католики (опрометчиво посылал дворян учиться у иезуитов). Но ведь куда больше этот монарх симпатизирует протестантизму (ибо хочет быть главой всех церквей на территории России, и протестантизм в сочетании с православным сервилизмом тут - куда прагматичнее).

Вот Екатерина создает в Белоруссии католическую епархию - вовсе не посоветовавшись с Римом. А Павел I вообще предлагает Папе Римскому перебраться в Россию, ведет переговоры о соединении церквей, умножает количество иезуитов и сам становится Великим Магистром Мальтийского ордена

Безумные зигзаги истории - увлекательны. Вот слишком независимые от Ватикана иезуиты одернуты Папой - и в одной только России продолжают действовать легально, на протяжении аж сорока лет (1773-1814). Зато вскоре после того как Папа снова легализует орден (1814), иезуитов гонят из России, и они действуют только неофициально - на радость отечественным конспирологам.

Перебирая эти любопытнейшие факты, все время с сожалением думаешь - почему, ну почему все это подано так пресно: как прекрасное кушанье - но без соли, без приправ, без соуса, да еще - на общепитовской тарелке с алюминиевой ложкой вместо ножа и вилки? Наверное, "любимый пунктик" автора, изюминка (опять паракулинария!) монографии лежит где-то еще.

С тем же чувством дочитал - проглядел - до конца, но изюминок так и не нашел. Кроме одной - этнической: немцы (действительно, глава 4. Церковная организация немцев-католиков - несколько выбивается из хронологического ряда). По-видимому, тут семейный, родовой интерес автора. И действительно: при мысли о российских католиках немцы в голову не приходят, а при мысли о многочисленных немцах в России автоматически думаешь о протестантизме. Как я узнал из монографии, изначально около трети российских немцев-колонистов были католиками.

Тем не менее, остается впечатление, что перед тобой лишь кропотливо собранная коллекция - факты, факты, монотонно перечисляемые, а вся пунктуация книги - только хронологическая. Кубики, не складывающиеся в гештальт, серые кубики, которые никто не позаботился сделать привлекательными, поленился раскрасить их грани - ради легкости узнавания и чтобы с ними хотелось поиграть... Воистину, такая книга особенно стимулирует мысль - ибо богатый материал неструктурирован, и ты сам поневоле начинаешь что-то из кубиков строить.

Переходя к ближайшим временам, открываешь, что в книге почти нет греко-католиков. Как нет и "новых русских католиков" (этнически - в основном русских), которые появились с 70-х годов XX века (хотя автор и произносит загадочные слова: "Ни для кого не секрет, что в настоящее время, как и в XIX веке, в католичестве ищет поддержки русское население"; стр. 327). А ведь это - самые болезненные точки католическо-православных взаимоотношений; без них, оставайся католицизм в России чисто этнической верой, его бы воспринимали куда спокойнее - если не с полным равнодушием.

А вот загадочный подпольный герой, иезуит д'Эрбини, пытавшийся во второй половине 1920-х годов восстановить разгромленную иерархию, - и нет ни оценки его деятельности, ни попытки дать ему характеристику. Чтобы восполнить этот пробел, процитирую слова д'Эрбини из другого источника: "Большевизм умерщвляет священников, оскверняет храмы и святыни, разрушает монастыри. Но не в этом ли как раз заключается религиозная миссия антирелигиозного большевизма, что она обрекает носителей схизматической мысли, то есть, создает чистую таблицу - "tabula rasa", и этим дает путь к духовному воссозиданию России". В блокнот патриота.

Пожалуй, кроме общей простоты, прослеживается в монографии и своеобразная тенденция. Вполне понятная и разумная тенденция: избегать острых углов. Тут нет оценок. Почти нет характеристик - а без живых людей история церкви выглядит более чем грустно: непрерывная борьба за влияние, сплошные потасовки, где, без сомнения, католицизм чаще выглядит гонимым, поскольку государство, как правило, на стороне православной церкви, а нередко государство душит сразу всех, как это было в 20-30-х годах. И не стоит забывать, что как в одной, так и в другой церкви, - те ее служители, что стояли за свою веру и не покинули страну (католическим священникам эмигрировать было немного легче - тем большее уважение вызывает судьба оставшихся), заплатили за это своей жизнью.

2.

Опасное и вредное для православия сближение со стороны латинян, навязчивое и крайне льстивое их обращение с людьми, соединенное с хитрым искусством вкрадываться в расположение тех, с кеми они обращаются, а со стороны православных - русское простодушие и гостеприимство, которые нисколько не предохраняются опасением того вреда, какой может произойти из тесного сближения с людьми иноверного исповедания. Чиновник П.Н.Батюшков, 1857 (цитата из рецензируемой книги, стр. 112)

Автор описывает правовое положение католиков в России. Но в этом правовом положении, кажется, постоянно только одно: оно плавает (корабль Церкви), и это естественно. Заметно, что Российское государство хочет контролировать все свое хозяйство (не только католиков, но и традиционную православную церковь - тоже. Так Екатерина в переписке с Вольтером скромно именует себя "главой церкви"). А поскольку правовое положение - плавающее, в соответствующих спорах можно вспомнить любую нужную стадию - и доказывать, доказывать, доказывать... (из кубиков можно не только строить башенки, ими можно еще и - кидаться).

Прочитав монографию, легче понять нынешние православные речи об "агрессии" и "экспансии". Меня, например, поразило, как часто на протяжении истории Первый Рим предлагал Третьему - объединиться. Но агрессия - это просто характерная черта западной культуры (стоит вспомнить, что слово "агрессия" происходит от латинского aggredi - подойти к кому-то, чтобы переговорить, напасть, посоветоваться, что-то начать). Это просто "свойство характера" Запада, а не его особая злонамеренность. В истории это выглядит как состязание: Запад наступает, а Восток обороняется. (И можно представить себе, что Восток выглядит для Запада - собакой на сене: сам ничего не делает, но зато на чужих громко лает.)

И еще один гештальт сложился у меня из серых кубиков. Раньше я все недоумевал: почему именно сейчас, в тот самый момент, когда православная церковь стала невиданно (в российской истории нет аналога последнему десятилетию) свободной, она стала и особенно антизападной? А теперь все понятно. Раньше церковь не нуждалась в антизападничестве (или анти-инославии) по той простой причине, что функцию собаки выполняло государство. А сегодня оно несет эту службу достаточно вяло.

Вот, скажем, довольно либеральные (хотя и окрашенные реакцией на польское восстание) 70-е годы XIX в. (стр. 140-141). Католическому духовенству предписано - не где-нибудь, а за богослужением - "при исполнении гимна "Боже царя храни" не отходя от алтаря и стоя у ступенях оного выслушать пение или музыку гимна". Предписано использовать имперский двуглавый герб, а не свои приходские печати с изображениями святых - даже и при частной переписке. Сношения с Римом - осуществляются только через МВД1. Молебны об императорах строго обязательны - и за "забывчивость" упомянуть о царской семье в 1893 г. нарушителя, викария Нарушиса (ирония имени?), на год отправляют в монастырь (стр. 141). Причем имя царя надо было вставлять в католические молитвенники полностью, не ограничиваясь инициалами или титулом, так что молитвенники (а молитвенником пользуется на богослужении каждый прихожанин-католик) время от времени приходилось переписывать. И так далее. Поэтому можно понять относительную терп! имость тогдашней православной церкви к католикам. С ними и без того было кому бороться.

Вообще, говоря о государстве, стоит вспомнить, что в целом католикам от него досталось больше - при большевиках лишь поначалу их меньше трогали (как нацменов под защитой Ватикана), а потом, с 30-х годов, их трогали слишком - так что почти никого не осталось.

А в 1943 Сталин предлагает превратить Москву в центр оппозиционного Риму "вселенского православия" (продолжая древнюю тысячелетнюю гострадицию). И Патриархия вместе с Партией начинает "симфоническую" борьбу - против Ватикана, против Рима Первого.

Так что "охранительное богословие", возникшее в последнее десятилетие (традиционные религии", "канонические территории" и т.д.) не должно удивлять. Но традиционность католицизма на Российской земле сомнению (во всяком случае, для меня) не подлежит. Или термин "нетрадиционные" теперь просто значит - "нелюбимые", "нежеланные" религии?

А вот в Православной энциклопедии начала XX века, куда я из любопытства заглянул, пишут: В настоящее время более 15 миллионов католиков в русской империи распределены между 12 епархиями: две архиепископские (варшавская и могилевская) и десять епископских (в России четыре; остальныя - в Привислянском Крае). Управление ими сосредоточено в р.-католической коллегии под председательством архиепископа могилевского, "митрополита" р.-кат. церквей в России2.

Так что "окопный" милитаристский тон, в котором многие представители Православной церкви говорят о российском католицизме, - это новое и "нетрадиционное" изобретение.

Дизайнера книги можно заподозрить в антикатолических настроениях: цвет обложки (рекламно-розовый, кукла Барби); фотографии не слишком красивых (что естественно, ибо они - начала ХХ века) католических храмов на фоне текста о древней Руси - разительный эстетический контраст. Опасно забывать, что все православные - эстеты! Удручают и цитаты из Библии, стоящие в качестве эпиграфа перед каждой - без исключения - главой и - в контексте целого - воспринимающиеся скорее как элемент дизайна... Это еще один контраст, контраст замысла (Евангелие) и реализации (история церкви или церквей) - бесконечно грустная история, где обе стороны - православная и католическая - выглядят "не на уровне", спорят не о том. И где "победа", как правило, в одночасье превращается в поражение.

Примечания:

1 Министерство внутренних дел; в монографии часто дается именно такая аббревиатура, что в контексте истории XVIII-XIX веков выглядит несколько комично.

2 Православная богословская энциклопедия, том IX, (1908), стр. 225 - издана на CD-ROM (в формате pdf) в серии "Библиотека религиозно-философской и церковно-исторической мысли: На исходе XX века". Любопытно, что вполне православный и просвещенный автор (профессор Киевской дух. академии А.Булгаков) по своей инициативе именует главу русских католиков "митрополитом".




Контент: -=МБ=-
Дизайн:wasp

Copyright © 2002
CTAJ OnLine