Религии


http://www.russ.ru/politics/20020319-stol.html



"Детский стиль" в межконфессиональных отношениях

Ругань по существу

Православные, мусульмане и иудаисты, наконец, подружились... против католиков! Что ж, возможно, "заморской" конфессией действительно следует пожертвовать ради достижения вековой мечты о единоверии в России. Католиков ругают:

Талгат Таджуддин, шейх-уль-Ислам, верховный муфтий России, председатель Духовного управления мусульман России;

Авром Шмулевич, раввин Иудейской Общины Санкт-Петербурга и Сефардского центра Санкт-Петербурга;

Диакон Александр, сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским связям Русской Православной Церкви.

Отбивается:

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, глава четырех римско-католических епархий в Российской Федерации, митрополит в Москве.

Авром Шмулевич: Основа взаимопонимания между различными конфессиями в России очень зыбка, и вряд ли какая-либо из сторон поступится своими каноническими принципами ради обоюдного мира. Проблемы межконфессиональных конфликтов относятся к той же области, что и проблемы конфликтов межнациональных, она затрагивает самые тонкие стороны вечных духовных вопросов, когда сам смысл существования той или иной конфессии может быть поставлен под вопрос. Православные и католики - очень показательный пример. Я выскажу свое мнение как внешний наблюдатель: можно сближаться по ряду позиций или расходиться по другим, договариваться, но общая посылка для обеих конфессий останется неизменной: каждая церковь считает и будет считать себя единственной истинно христианской. Отказ от этой посылки для одной из церквей возможен только в случае смены национально-этнической парадигмы, в случае тотального пересмотра базовых ценностей данной культуры. Несмотря на то, что с точки зрения иудаизма только иуде!
и могут считаться законными наследниками авраамической религии и авраамического предания, мы хотим, чтобы окружающие нас в России представители других конфессий жили в мире. Всевышний заинтересован в том, чтобы этот мир существовал, и Он насадил здесь различные народы, чтобы каждый из них исполнял свою функцию. Именно к этому, как мне кажется, все мы должны стремиться.

Диакон Александр: Я бы не согласился с утверждением, что нормальный диалог между конфессиями нереален в силу взаимного канонического неприятия.

Тадеуш Кондрусевич: Чтобы найти основу межконфессионального взаимопонимания, нужно не только говорить самим, но и уметь слушать других. Нам с Русской Православной Церковью нужно найти в себе смелость, чтобы сесть за стол переговоров и начать играть с открытыми картами. Я прекрасно понимаю, что у представителей каждой стороны есть свои церковные и гражданские убеждения, но этого не нужно бояться. Все стороны должны быть готовы принять, как говорится, "политическое решение" по поводу настоящих переговоров. Я недавно предложил эту идею Патриарху, но не получил от него никакого ответа.

Талгат Таджуддин: Основа взаимопонимания между всеми тремя авраамическими религиями в России существовала веками и сохраняется сейчас. Просто ее упорно не хотят замечать, кому ее выгодно не замечать. Общая основа этого взаимопонимания и уважения - вера в Единого Бога, которого исповедуют все эти конфессии. Единый Бог нас объединяет, а не разъединяет. И кроме этого нас должна объединять любовь к единому Отечеству. Это одно из основных правил для взаимопонимания между верующими, к какой бы они вере ни принадлежали. Нам, мусульманам, с другими традиционными конфессиями незачем делить свою Родину. Вот что говорит о необходимости любви верующих к Родине Пророк: не делите вашу мать на кусочки, иначе она же вас и проглотит. И если мы более внимательно приглядимся ко всему остальному миру, то увидим, что все катастрофы случаются именно по этим двум основным причинам: из-за отсутствия веры в Бога и из-за отсутствия любви к своей Родине.

Тем не менее, Родина благополучно поделена на "кусочки" - на "канонические территории"...

Талгат Таджуддин: У каждой конфессии в России есть свой традиционный надел, на котором она трудится. Попробовали бы православные развернуть активную миссионерскую деятельность в таких исконно католических странах Европы, как Италия или Испания - их быстро бы поставили на свое место. Тогда почему же католики удивляются, когда к их активизации здесь православные относятся не так, как им бы хотелось? Каждый должен сеять в своем огороде, и понятно, что никому не захочется позволить сеять в нем чужому.

Диакон Александр: Среди противоречий между католической и православной конфессиями продолжают оставаться проблемы унии на Украине и прозелитизма, факт которого католическая сторона никак не соглашается признать. Именно поэтому она не признает термина "каноническая территория", потому что определение этого термина неизбежно привело бы к определению термина "прозелитизм", что в свою очередь вынудило бы признать весь гигантский груз фактического материала, который связан с этой проблемой. В 1997 году это стало одной из причин, по которым не состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Римского Иоанна Павла II: католическая сторона сняла упоминание о прозелитизме в уже подготовленных документах встречи. Русская Православная Церковь не занимается прозелитизмом: те ее приходы и епархии, которые существуют в Западной Европе, окормляют только свою традиционно сложившуюся паству и не посягают на верующих других конфессий.

Значит, проблема не столько в "кусочках", сколько в католиках?

Диакон Александр: Для Русской Православной Церкви межконфессиональный диалог возможен, более того, возможность его проведения никто не снимал. Но в ответ мы ожидаем от католической церкви встречного понимания. Во-первых, католическая церковь должна отказаться от практики односторонних шагов. Во-вторых, она должна уважительно относиться хотя бы к самому факту существования Русской Православной Церкви, которая занимает доминирующее положение в стране. Говорить о том, что РПЦ сознательно избегает межконфессионального диалога, было бы в корне неверно. Даже если проанализировать характер наших отношений с католической стороной в 2002 году, вплоть до февральского решения католической церкви о преобразовании апостольских администратур в епархии, то можно заметить, что они развивались в сторону потепления. С благословения Святейшего Патриарха Алексия II юношеский хор отправился в Ватикан на День молитвы о мире, проводимый 24 января по инициативе Папы. 21-23 февраля должны были состо!
ятся переговоры с кардиналом Вальтером Каспером по поводу наболевших проблем во взаимоотношениях католиков и православных. К сожалению, из-за поспешных шагов католической стороны наметившееся потепление отношений не дало развития.

Тадеуш Кондрусевич: Я осознаю, что РПЦ играет самую большую роль в духовной жизни России, но плохо, что католиков в этом процессе совершенно не видят. Нам ведь слишком много не надо. Католикам не нужно столько храмов, как православным, у нас есть своя паства, которую мы обязаны окормлять. Но ведь это не говорит о том, что наши проблемы совсем нельзя брать в расчет.

Авром Шмулевич: В постсоветском пространстве сложилась вполне определенная духовная обстановка, когда подавляющее количество людей являются по внутреннему убеждению атеистами, даже если они и посещают изредка храм. Католическая церковь активно пользуется этим обстоятельством.

Имеет ли наша всеобщая "католефобия" политические корни?

Авром Шмулевич: В целом, экспансия католической церкви вызывает у меня серьезные опасения. Как правило, всплески межконфессиональных трений имеют четко очерченный политический, а не только религиозный характер. В то время, когда Запад усиливает свое давление на Восток, возросшее влияние его духовных институтов укладывается в давно пройденный и хорошо известный сценарий, постоянно повторяющийся в истории экспансии западноевропейской цивилизации: купец-миссионер-солдат. Сначала на территорию потенциального господства приходит купец, потом наступает очередь миссионера, а уж после него приходит черед солдата. Западный купец уже лет 10 назад пришел в Россию, сегодня время миссионера. Сейчас НАТО расширяется на Восток, его авангард уже закрепился на границах. Через 10-15 лет может сложиться такая ситуация, когда наступит черед и для солдата.

Талгат Таджуддин: В России нет никакого противостояния между христианскими конфессиями, мусульманами и иудеями. Все попытки спровоцировать это противостояние имеют в своей основе не религиозный, а политический характер. Задумайтесь - в России на протяжении всей ее истории никогда не было религиозных войн. Однако сейчас заметны попытки искусственно привнести извне недоверие между традиционными конфессиями, которые веками жили в России в атмосфере взаимопонимания.

Тадеуш Кондрусевич: Очень плохо, что политика постоянно вторгается в сферу духовного и мешает верующим разных конфессий вести нормальный диалог. Это выгодно только политикам, но не верующим людям. Этого не должно быть, верующие должны уметь договариваться друг с другом без участия в этом процессе кого-то третьего. Все-таки церковь в России отделена от государства.

Диакон Александр: Для нас проблемы религиозного противостояния, как в случае столкновений с униатами на Украине, - не имеют политического контекста, это проблемы человеческие. На Украине у наших верующих униатами отняты сотни храмов, и они вынуждены совершать молитвы под дождем, в то время как рядом стоят пустующие униатские храмы. У нас не поворачивается язык назвать это политической проблемой. Как соотносить такое поведение униатов с формулой II Ватиканского собора, который называет православную церковь "церковью-сестрой"? Мы жестко выступаем против введения католических епархий именно по причине перевода католической стороной чисто духовных отношений в сферу отношений политических. Мы не можем просто так закрывать глаза на боль и страдание наших братьев.

Политика - зло. А государственная поддержка - добро? Например, если речь идет о господдержке религиозного образования...

Талгат Таджуддин: Все традиционные конфессии в России имеют одинаковые права в образовательной сфере, никто не выше остальных. Естественно, православных общин и последователей православного вероучения в России больше, поэтому их деятельность в сфере образования требует больших усилий. Но это не означает, что мусульмане из-за этого находятся в невыгодном положении. Нас никто не ущемляет. Строятся мечети, открываются исламские духовные центры. Идет работа в области массового мусульманского просвещения. Но помощь от государства нам оказывается на общих основаниях с другими традиционными конфессиями. Хотя сегодня у нас некоторые общины не в состоянии заплатить за свет и газ. Сейчас 14,5 тысяч мечетей находятся в неудовлетворительном состоянии. Но это не идет ни в какой счет с сотнями тысяч разрушенных православных храмов, которые в годы безбожия пострадали гораздо сильнее. Я прекрасно понимаю, что помощи от государства недостаточно, но она не должна оказываться за счет льгот пра!
вославной церкви или какой-либо другой конфессии.

Диакон Александр: Русская православная церковь выступает за свободу вероисповеданий и за право каждого человека выбирать для себя то религиозное образование, которое он считает для себя необходимым. Ничьи права здесь не могут быть нарушены. Однако помимо частного религиозного образования существует возможность религиозного образования в рамках государственной системы. Последнее слово о конкретном характере религиозного образования в рамках государственной системы принадлежит государству и только ему.

Тадеуш Кондрусевич: Сейчас готовится проект российского закона о традиционных религиях. Это значит, наше общество опять поделят по религиозному признаку, и это может подхлестнуть религиозную нетерпимость в России. Соседи, жившие до этого в мире, будут выяснять, чья вера лучше. У нас же и помимо этого существует масса других проблем. Мне, например, встретиться с руководством страны, в отличие от Патриарха, практически невозможно. Более того, встречи с православными епископами и мусульманскими муфтиями в регионах, где я бываю, также нечасты, поскольку нам отвечают, что тот или иной владыка занят или у него нет времени. В декабре прошлого года проходил Русский Собор. Мне кажется странным, почему не пригласили ни нас, ни представителей протестантских конфессий, мы ведь тоже являемся такими же гражданами России, как и представители православной общественности. Все это очень показательные и, увы, прискорбные вещи. Я слышал о создании в скором времени Министерства по делам религии.
Я не знаю, как в этом случае реагировать. Поскольку я прекрасно помню, что из себя представлял во времена СССР Совет по делам религий, мне бы очень не хотелось его реанимирования. Мы не против, чтобы какая-то одна церковь более активно финансировалась государством, но в условиях практически полного отсутствия у католиков доступа к власти эта ситуация не может считаться справедливой.

Авром Шмулевич: В России русских православных большинство и именно они являются государствообразующей нацией, как и евреи в Израиле. Вполне объяснимо, что в сфере религиозного образования у них имеются интересы, пропорциональные их численности и роли. Недопустимо, чтобы из-за государственной политики православные испытывали затруднения в сфере религиозного образования. Но также недопустимо, чтобы такого же рода трудности испытывали мусульмане и иудеи. По моему мнению, чтобы избежать таких проблем, следует пересмотреть концепцию госстроительства в России. Безусловно, ориентация на приоритетность прав человека очень важна, но вместе с тем явно недостаточна. Необходимо сделать не только права человека, но и права народов субъектом международного и внутригосударственного права. Со своей же стороны могу сказать, что я очень доволен сегодняшним отношением российского государства к еврейской религии. На мой взгляд, на данный момент оно является, пожалуй, наиболее позитивным во всей
постмонгольской истории России.


 

Контент: -=МБ=-
Дизайн:wasp

Copyright © 2002
CTAJ OnLine