Религии

Эрлан САТЫБЕКОВ.
Вечерний Бишкек



Духовная наркомания


Нет, все-таки прав был Карл Маркс, когда заявил: "Религия - опиум для народа! Сладкий, дурманящий, загадочный. В малых дозах - лекарство. В больших - яд".
В эйфории перестроечных лет, когда открылись все шлюзы и исчезли "железные занавесы", наше безбожное население жадно кинулось вкушать запретный плод: "Уже можно. Ура!". И продавцы счастья были тут как тут. Профессионалы идеологического маркетинга предлагали товар на любой вкус. Кыргызстан заполонили миссионеры самых разных клерикальных учений, экзотических культов, новомодных сект. Все словно с ума посходили! К тому же товар был дармовым, а на халяву и хлорка, как творог. Многолюдные богослужения на стадионах, бесплатные поездки за рубеж на "святые собрания", молебны под рок-н-ролл, раздача книг "сокровенных познаний"...
Давно подмечено - массовый религиозный психоз характерен именно для переломных этапов. Перестройка была самым изломным в XX веке. В итоге тысячи людей, испробовав "яд", стали своеобразными духовными наркоманами.
Прошли годы. Кто-то соскочил с этой "иглы", но многие присели так крепко, что их даже тюрьмой не запугать - не сломать. Те же хизбутовцы, например. За несколько лет около 5 тысяч безработных, преимущественно с юга страны, вошли в "Партию освобождения ислама". Не признают они светские институты власти, конституционный строй, общественное устройство, в общем, все, что мешает им построить под ярким солнцем Ферганской долины вечный Халифат.
Другая крайность. По данным Службы нацбезопасности, уже около 15000 молодых кыргызстанцев превратились... в протестантов. Кстати, сами приверженцы этой конфессии называют более скромную цифру - пять тысяч душ. Но и это немало, согласитесь. Только в столице действует несколько молельных учреждений баптистов, пресвитериан, пятидесятников, харизматиков и других, где богослужения идут на кыргызском языке. В частности, это "Ыйса", "Бишкек", "Ыйман", "Церковь Господа" и так далее.
Причин этому - масса. Тут и поиск смысла жизни, и оболванивание, грамотная агитация и банальный подкуп, безнадега и праздное любопытство. Всего хватает. Но главное - отсутствие крепкого духовно-нравственного стержня, критического мышления, философско-идеологического самосознания. Без этого результат очевиден и нередко - плачевен.
Например, ортодоксы ислама сейчас растерянно качают бородами. Мол, как же так, почему молодежь уходит к экстремистам из "Хизб ут-Тахрира" и в лоно нетрадиционного для кыргызов христианства? Чего им не хватает в общепринятом исламе?
Позвольте, уважаемые, а кто вам, собственно, сказал, что так называемый традиционный ислам имел в Кыргызстане крепкие корни? Это у нас-то, кочевников?! Нет, кыргызы всегда были свободолюбивыми и независимыми горцами, которые не признавали узких рамок и догматов, мешавших вольной жизни представителей великой кочевой цивилизации. Плюс природная толерантность и веротерпимость. Не случайно за свою историю на территории нынешнего Кыргызстана процветали и буддизм, и несторианство, и манихейство, и зороастризм (скоро, кстати, мы будем отмечать один из главных праздников древних огнепоклонников - Нооруз), и шаманизм, и тотемизм, и анимизм и так далее. Ислам - лишь один из составных этапов нашего пути. А путь-то предстоит еще до-о-олгий...
Принятую в Кыргызстане форму ислама нередко называют народной, иногда либеральной. Ученые же говорят еще конкретнее - аморфной. А без крепкого костяка, базирующегося на многовековом фундаменте, нельзя говорить о господстве той или иной религии. Вот молодежь и уходит, не чувствуя привязки. И тут уж никакими уговорами не поможешь, пока не представишь доказательств преимущества своей веры. Глупо осыпать "оступившихся" проклятиями, предавать их анафеме или преследовать. Убедите их в своей правоте, в истинности именно ваших доводов, явите собой пример, достойный подражания. И тогда, глядишь, исчезнет противостояние и наступит мир. А он сейчас нам нужен как никогда!


 

Контент: -=МБ=-
Дизайн:wasp

Copyright © 2002
CTAJ OnLine