Нет, все-таки прав был Карл Маркс, когда заявил:
"Религия - опиум для народа! Сладкий, дурманящий, загадочный.
В малых дозах - лекарство. В больших - яд".
В эйфории перестроечных лет, когда открылись все шлюзы и исчезли
"железные занавесы", наше безбожное население жадно
кинулось вкушать запретный плод: "Уже можно. Ура!".
И продавцы счастья были тут как тут. Профессионалы идеологического
маркетинга предлагали товар на любой вкус. Кыргызстан заполонили
миссионеры самых разных клерикальных учений, экзотических культов,
новомодных сект. Все словно с ума посходили! К тому же товар был
дармовым, а на халяву и хлорка, как творог. Многолюдные богослужения
на стадионах, бесплатные поездки за рубеж на "святые собрания",
молебны под рок-н-ролл, раздача книг "сокровенных познаний"...
Давно подмечено - массовый религиозный психоз характерен именно
для переломных этапов. Перестройка была самым изломным в XX веке.
В итоге тысячи людей, испробовав "яд", стали своеобразными
духовными наркоманами.
Прошли годы. Кто-то соскочил с этой "иглы", но многие
присели так крепко, что их даже тюрьмой не запугать - не сломать.
Те же хизбутовцы, например. За несколько лет около 5 тысяч безработных,
преимущественно с юга страны, вошли в "Партию освобождения
ислама". Не признают они светские институты власти, конституционный
строй, общественное устройство, в общем, все, что мешает им построить
под ярким солнцем Ферганской долины вечный Халифат.
Другая крайность. По данным Службы нацбезопасности, уже около
15000 молодых кыргызстанцев превратились... в протестантов. Кстати,
сами приверженцы этой конфессии называют более скромную цифру
- пять тысяч душ. Но и это немало, согласитесь. Только в столице
действует несколько молельных учреждений баптистов, пресвитериан,
пятидесятников, харизматиков и других, где богослужения идут на
кыргызском языке. В частности, это "Ыйса", "Бишкек",
"Ыйман", "Церковь Господа" и так далее.
Причин этому - масса. Тут и поиск смысла жизни, и оболванивание,
грамотная агитация и банальный подкуп, безнадега и праздное любопытство.
Всего хватает. Но главное - отсутствие крепкого духовно-нравственного
стержня, критического мышления, философско-идеологического самосознания.
Без этого результат очевиден и нередко - плачевен.
Например, ортодоксы ислама сейчас растерянно качают бородами.
Мол, как же так, почему молодежь уходит к экстремистам из "Хизб
ут-Тахрира" и в лоно нетрадиционного для кыргызов христианства?
Чего им не хватает в общепринятом исламе?
Позвольте, уважаемые, а кто вам, собственно, сказал, что так называемый
традиционный ислам имел в Кыргызстане крепкие корни? Это у нас-то,
кочевников?! Нет, кыргызы всегда были свободолюбивыми и независимыми
горцами, которые не признавали узких рамок и догматов, мешавших
вольной жизни представителей великой кочевой цивилизации. Плюс
природная толерантность и веротерпимость. Не случайно за свою
историю на территории нынешнего Кыргызстана процветали и буддизм,
и несторианство, и манихейство, и зороастризм (скоро, кстати,
мы будем отмечать один из главных праздников древних огнепоклонников
- Нооруз), и шаманизм, и тотемизм, и анимизм и так далее. Ислам
- лишь один из составных этапов нашего пути. А путь-то предстоит
еще до-о-олгий...
Принятую в Кыргызстане форму ислама нередко называют народной,
иногда либеральной. Ученые же говорят еще конкретнее - аморфной.
А без крепкого костяка, базирующегося на многовековом фундаменте,
нельзя говорить о господстве той или иной религии. Вот молодежь
и уходит, не чувствуя привязки. И тут уж никакими уговорами не
поможешь, пока не представишь доказательств преимущества своей
веры. Глупо осыпать "оступившихся" проклятиями, предавать
их анафеме или преследовать. Убедите их в своей правоте, в истинности
именно ваших доводов, явите собой пример, достойный подражания.
И тогда, глядишь, исчезнет противостояние и наступит мир. А он
сейчас нам нужен как никогда!